Ханс-Йохен Шмидт: «Ответом будет облегчение выдачи виз белорусам»

Будут ли шаги со стороны Запада до выборов? В чем причина избирательной пассивности оппозиции? Что важнее: территориальная целостность или право нации на самоопределение? Об этом читайте в интервью главы офиса ОБСЕ в Минске посла Ханса-Йохена Шмидта агентству "Интерфакс-Запад".

- Господин Посол! Белорусские власти выполнили одно из ключевых требований международных организаций и выпустили из заключения всех, чье лишение свободы связывалось в Европе и США с политическими мотивами. Где обещанное улучшение отношений? Или следует ждать новых условий?

- Действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб приветствовал освобождение Александра Козулина, Сергея Парсюкевича и Андрея Кима и выразил надежду, что выборы пройдут демократично и прозрачно. А после выборов ЕС сможет обсудить, как адекватно реагировать на первый положительный шаг - освобождение заключенных.

Я думаю, при условии хорошего прохождения выборов могут быть предприняты адекватные действия для укрепления отношений между Беларусью и ЕС. Хотя такая оценка выходит за рамки моей ответственности.

- То есть до выборов никаких шагов со стороны Европы не будет?

- ЕС состоит из 27 стран, поэтому принять сразу определенное решение не очень легко. Но решающим моментом могут стать парламентские выборы.

Ваш президент говорил о прозрачности выборов, и председатель Центризбиркома г-жа Ермошина также настаивала, что это будут самые демократические выборы. Правда не уточнила, где самые - в Европе или во всем мире.

- Почему бы не поощрить белорусские власти хотя бы незначительным жестом - например, снятием торговых ограничений? Мне кажется, белорусские власти могут засомневаться в том, что Европа сдержит свое слово.

- Как представителю ОБСЕ в Минске, мне сложно ответить на этот вопрос. Существует сильная надежда, что первый положительный шаг - освобождение заключенных, которого западные страны так долго ожидали, - уже само по себе будет содействовать улучшению отношений между Беларусью и ЕС. Как представитель ОБСЕ я приветствую заявление ЕС от 26 августа, в котором освобождение Парсюкевича и Кима рассматривается как дополнительный опорный пункт для улучшения отношений с Беларусью.

Существует конкретный интерес улучшить отношения с Беларусью. Беларусь находится в географически привлекательном, важном положении моста между Западной Европой и Россией.

Ответом на ожидания как белорусской власти, так и оппозиции будет облегчение выдачи виз белорусам. Есть некоторые страны ЕС, которые серьезно надеются, что это произойдет в ближайшее время.

- Вы были в колонии у Александра Козулина незадолго до его освобождения. Велись ли с ним переговоры об обстоятельствах и условиях его выхода на свободу?

- Я был в колонии 8 августа. Мы не общались ни о его освобождении, ни об условиях этого освобождения.

Мы должны быть счастливы, что президент Беларуси принял это решение. Это знак, который выражает его волю создавать более плодотворную почву для укрепления отношений с Западом.

А 16-го августа я с женой праздновал день рождения. И информация об освобождении Козулина была хорошим подарком. Знаете, роль дипломата - содействовать таким мероприятиям, готовить почву, создавать доверие у властных структур, что такие шаги во взаимных интересах.

- На прошлой неделе в Минске с визитом находился зампомощника Госсекретаря США. Ответьте, как дипломат: США всерьез настроены на улучшение отношений или это визит вежливости?

- Нет, это не визит вежливости. Это показывает интерес США достичь лучших отношений. Представитель властей США встретился и с политиками и с председателем ЦИК, чтобы обсудить вопрос проведения выборов. Если не ошибаюсь, он считает предстоящие выборы важным условием будущего развития отношений Беларуси и США.

Американцы, как и европейцы всегда настаивали на проведении демократических выборов, на соблюдении прав человека.

- Как вы оцениваете ход парламентской избирательной кампании?

- Представители некоторых негосударственных организаций выразили критику, касающуюся регистрации кандидатов в депутаты, а также опасения по поводу того, что наблюдатели не смогут участвовать в подсчете голосов.

Я знаю, Центризбирком рекомендовал председателям участковых комиссий самостоятельно принимать решение о допуске наблюдателей к процессу подсчета голосов. Это положительный шаг. На прошлых выборах некоторые наблюдатели говорили, что им нельзя было даже приближаться к урнам для голосования.

Но было бы гораздо лучше, если бы председатель ЦИК дала не просто рекомендации, а приказ главам участковых избирательных комиссий дать возможность наблюдателям проверить подсчет голосов.

- А негативные моменты избирательной кампании?

- Недостаточное количество кандидатов от оппозиции. Это последствие ослабленных партийных структур. Надо развивать партийные структуры, и не только оппозиционные. Это беда не только вашей страны. Это беда всех молодых демократий.

- Меня удивило, что в некоторых округах выборы пройдут безальтернативно, общий же конкурс - 3 человека на место. В чем причина такой пассивности претендентов от оппозиции?

- Я часто слышу, что выдвинуть кандидатуру не так легко. Многие бояться столкнуться с проблемами, потерять рабочее место, оказаться под каким-нибудь давлением.

Еще раз повторю - надо развивать партийные структуры. В Германии это также был длительный процесс. Не только на постсоветском пространстве, но и в Европе сложно идет процесс создания партийных структур, в том числе и изнутри. В партии надо подчиняться, а многим трудно преодолеть личные амбиции. Если кто-то заинтересован возглавить партию, не давать места другим - это осложняет процесс создания партий.

- А как вы оцениваете предложения бойкота выборов? Почему среди оппозиции нет единства, как вести избирательную кампанию?

- Я надеюсь, что партийные структуры будут активно участвовать в предвыборной кампании и использовать все существующие возможности.

Это было положительное решение со стороны вашего государства приветствовать наблюдателей. Уже давно ваша страна была готова предоставить возможность анализировать избирательную кампанию. Представители партийных структур имеют возможность общаться с БДИПЧ ОБСЕ и говорить о возникающих проблемах.

То, что кандидаты получают возможность обнародования своих программ в СМИ - это хорошая возможность привлечь внимание к программам кандидатов, но нужно еще и бороться. Это тяжелая работа. Если вы посмотрите на другие страны - борьба за успех в выборах требует многих сил, не только на одно выступление на телевидении.

В Германии депутаты работают неделями, месяцами, и не только в предвыборные моменты. Ходят буквально от двери до двери, чтобы убедить людей, что выбирать нужно именно их.

- В среду пришла информация о том, что президент России подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Если гипотетически предположить, что Беларусь присоединится к союзнику, будете ли вы от имени ОБСЕ приветствовать открытие здесь посольств Абхазии и Южной Осетии?

-- До этого момента международные организации и ОБСЕ всегда выступали в пользу целостности стран и суверенитета. Они продолжают настаивать на уважении суверенитета Грузии.

Международное сообщество критиковало изменение статуса граждан в таких регионах как Абхазия с помощью выдачи российских паспортов, что противоречило интересам Грузии как субъекта международного права. Это противоречит международным нормам.

- Очень часто конфликты возникают из-за противоречий двух основополагающих норм международного права: права нации на самоопределение и право на территориальную целостность. Как можно соблюсти эти два права?

- Существует опасность поддерживать позицию страны, которая не уважает территориальную целостность других стран. Противоречие между правом нации на самоопределение и правом на сохранение территориальной целостности страны надо решать обеспечением прав меньшинства. Это один из ключевых принципов ОБСЕ.

- Означает ли грузино-российский конфликт крах СНГ?

- Трудно предсказать развитие СНГ. Россия столкнулась с неожиданной реакцией - ее критиковали не за то, что она реагировала на грузинские атаки, а за то, как она реагировала. Ожидается, что та страна, которая располагает силой - реагирует сдержанным образом. К сожалению, это иногда не соответствует реальности.

Некоторые страны, которые следили за российско-грузинским досье - беспокоятся из-за таких действий России. Хотя слишком рано говорить о судьбе СНГ.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)