Комментарии
Алексей Чубат

Вызовы Междуморья для Беларуси

Новый президент Польши Анджей Дуда сразу после победы заявил о желании создать новый Союз – Балто-Черноморский (БЧС).

Заявление вызвало очередную волну пересудов: мол, БЧС выгоден только Польше, а остальные страны приглашаются в него в роли статистов. И Польша как ключевое государство в регионе будет, как говорят в Беларуси, “вести рэй” в этом содружестве.

Выгодно ли на самом деле Беларуси присоединяться к БЧС в случае его создания? Какую позицию в этом вопросе стоит занять «синеокой» и какие цели в случае развертывания политики в этом направлении необходимо ставить перед собой?

Польша – рядом

Особенность БЧС (его еще называют Междуморьем) в том, что он направлен на объединение стран из разных географических частей Европы, как минимум, Северной и Восточной.

В Союз политологи включают более десяти государств, в том числе Финляндию и Сербию. Но все же наиболее реально выглядит картина создания БЧС с участием Польши, Украины, Беларуси, Литвы, Латвии и Эстонии. Геополитический расклад XXI века делает это объединение привлекательным и для Грузии.

Польше, конечно, выгоден БЧС. Сегодняшняя Речь Посполитая обладает самым большим экономическим потенциалом в регионе. Согласно данным Международного валютного фонда за 2014 г., ее ВВП – почти $ 1 трлн (статистика за 2015 г. еще не сведена). Или 30% совокупного ВВП тринадцати европейских стран, которые вступили в ЕС после 2004 года.

ВВП Польши на душу населения составляет $ 22 тыс. Для сравнения, ВВП других «новых» стран ЕС на душу: Чехия – $ 18 тыс., Хорватия – $ 20 тыс. Стоит учитывать, что население Польши почти в 10 раз больше, чем в Хорватии, и в 4 раза превышает чешское, что также говорит об экономическом потенциале. Для сравнения, ВВП Беларуси – $ 172 млрд, а на душу населения – $ 17,6 тыс.

В отличие от Еврозоны, которая сначала увязла в рецессии, а потом в греческих проблемах, Польша со своим злотым показывает устойчивый рост экономики. Стране присвоены рейтинги: А2 стабильный (Moody’s), А стабильный (Standard & Poor's и Fitch Ratings). Это позволяет расти и ее рынку ценных бумаг, делает привлекательной Варшавскую фондовую биржу, где предприятия стран-соседей могут найти инвестиции. Белорусские банки и некоторые отечественные компании, которые перешли на международные стандарты отчетности, уже могут выходить на биржу.

Понятно, что уже по этим причинам Польша в БЧС видит себя в роли лидера региона.

Роль какого лидера нам под стать?

В случае развития событий по сценарию БЧС (чтобы иметь экономический, а в дальнейшем – и политический вес в регионе), Беларуси необходимо стать вторым лидером Союза хотя бы в одной-трех сферах. Пусть это будут кардинальные экономические или социальные реформы, образовательная реформа – любое лидерство позволит улучшить жизнь в стране и ее имидж в регионе. Но для того, чтобы быть лидером, нужно решить, кого Беларусь, справившись с кризисом, может повести за собой? Понятно, что быть ведущей страной в ЕС у нас не получится. А вот стать страной-ориентиром для других в регионе – возможно. Но необходимо стараться.

Какая картина у нас в экономике на сегодняшний день? ВВП Беларуси больше, чем вместе взятое ВВП трех Балтийских стран. Однако стоит признать, что ВВП на душу населения и Литвы, и Латвии, и Эстонии выше белорусского. На уровень лидерского ВВП на душу населения (а это всего +$ 9 тыс., чем мы имеем сейчас) Беларусь может вывести равнение на высокие места некоторых международных рейтингов. Чтобы добиться этого роста, нужно поставить цель достичь определенных экономических показателей. И достичь не на бумаге, а реальными делами.

Постанока такой цели может стать нашим антикризисным локомотивом.

Возможных целей для выбора немало. Укажем лишь на самые заманчивые. Одна из них – Индекс глобальной конкурентоспособности. Финляндия, Норвегия, Дания – население каждой из этих стран меньше белорусского в два раза – входят по этому показателю в 20-ку. Эстония – на 29 месте. Факт, но конкурентоспособность страны не в количестве населения и не природных ресурсах, а в умении элиты страны жить и действовать инновационно. Закрепиться в первых двух десятках – задача Беларуси на ближайшие 5-7 лет. Хороший вариант?

Международный инновационный индекс – еще один параметр, на который нам стоит держать нюх. Беларусь в этом рейтинге пока вообще не упоминается, а хотелось бы видеть себя хотя бы в 30-ке. Эстония уже взяла 23-е место.

Инновационное развитие связано не только с нашим IT-сектором. Бурный рост отечественной логистики, внедрение в нее передовых разработок делают отрасль одним из экономических локомотивов. В планах государства и бизнеса – удвоить доход от логистической деятельности до 2020 года в 2 раза. Если это произойдет, логистика станет приносить в общий ВВП 15% дохода. Литовскому ВВП на сегодняшний день отрасль дает 14%. Потенциал у нас – огромный, ведь мы на мировом рынке логистики оказываем всего 16 видов услуг, когда их общее количество превышает 100. Кроме того, индустриальный парк «Великий камень» планирует напрямую работать с портами стран Балтии, что сделает нас хоть в кавычках, но морской державой. Если добавить к этому пресловутое географическое расположение Беларуси, очевидно, что наш логистический потенциал значительно выше, чем у стран Балтии. Причем своего потолка наши соседки уже достигли.

Кстати, Минск – ближайшая самая большая столица для Вильнюса и Риги, и ближайшая южная для Таллина. То есть мы можем развивать этот потенциал – центральной столицы региона. Тем более, на днях Минск определили в топ-10 самых привлекательных столиц для инвестирования.

Конечно, такое видение можно воспринимать с определенной долей скепсиса. Но ведь в Беларуси в конце нулевых успешно была проведена дебюрократизация госаппарата. Улучшились условия ведения бизнеса: была уменьшена налоговая нагрузка, упрощена регистрация малых предприятий до трёх рабочих дней и т.д. Страна за 2009 год поднялась в рейтинге Doing Business c 82 на 58-е место. Сейчас мы занимаем 44-ю строчки этого рейтинга и ставим цель – войти в 30-ку по легкости ведения бизнеса к 2020 году. Кстати, три Балтийских государства уже там, в 30-ке.

Хорошим примером реформ для нас, несмотря на отдаленность, может стать Грузия. Она в середине нулевых стала самой реформируемой страной в мире! Тогда наш партнер по Восточному партнерству в рейтинге Doing Business поднялся с 137-го на 15-е место. Оказалось, что не нужно быть сверхстраной с 100-миллионным населением, чтобы стать одним из ведущих государств по экономическим параметрам.

Таким образом, общей целью может быть экономическое лидерство в Балтийском регионе. Но, опять же, общая цель дожна складываться из конкретных достижимых результатов.

Кто поведет за собой малые страны?

За всеми структурными реформами в Беларуси стоят люди, которые заинтересованы в развитии страны. Чем больше граждан с современным, инновационным мышлением проживает в государстве, тем выше его конкурентоспособность. В основе экономического развития стоят высококвалифицированные специалисты, интеллектуалы. Не случайно одним из мировых показателей является «Индекс человеческого развития» (по сравнению со странами Балтии у нас хромает). На данный момент белорусский показатель равен 0,786, что соответствует высокому уровню. А вот у каждой из трех наших северных сестер он – очень высокий. У Эстонии, например,– 0,846. Но мы можем не гнаться за эстонским, а ориентироваться для начала на латышский, который равен 0,810. Сделав рывок всего в 0,025 – и лучше всего, конечно, вкладываться в образование – станем на голову выше.

Вклад в человека, развитие человеческого потенциала сможет поднять Беларусь во всех рейтингах, о которых шла речь. Далее, став таким образом лидером в регионе, можно выработать страновую концепцию: Беларусь – лидер малых стран.

Дебюрократизация, реформы законодательства и развитие экономики знаний – все это выведет Беларусь на роль второго лидера БЧС.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)