Политика
Игорь Потапчук

«Вышвырнуть» посла не удалось

Уик-энд ознаменовался очередным «обменом любезностями» между Минском и Вашингтоном. Мало того, белорусское руководство попыталось вовлечь в конфликт Россию и Великобританию. Однако, вопреки обещаниям Александра Лукашенко, американский посол Карен Стюарт по-прежнему находится в Минске.

В пятницу, 7 марта, на исходе рабочего дня, стало известно, что Беларусь отзывает своего посла из США и настоятельно рекомендует главе американской дипмиссии покинуть Минск. Поводом для этого, по словам пресс-секретаря МИДа Андрея Попова, стало введение Штатами дополнительных экономических санкций против концерна «Белнефтехим».

Напомним, что концерн попал под раздачу еще 13 ноября 2007 года. В этот день американское министерство финансов США приняло решение заморозить все находящиеся под юрисдикцией США банковские счета "Белнефтехима" и его представительств. Одной из причин тому стал отказ руководства Беларуси освободить политзаключенных, в том числе экс-кандидата в президенты Александра Козулина.

30 декабря Александр Лукашенко пригрозил Карен Стюарт высылкой из страны. «Она (посол) будет вышвырнута первой. Ходит по оппозиционным тусовкам и заявляет о возможности введения экономических санкций в отношении Беларуси, «подогревая» ситуацию», — заявил тогда глава Беларуси.

6 марта минфин США конкретизировал экономические санкции, введенные против Беларуси. В частности, было заявлено, что они распространяются на все субъекты хозяйствования, в которых «Белнефтехим» владеет долей 50% и более.

Похоже, этот удар оказался довольно болезненным. В тот же день Александр Лукашенко обсудил по телефону с президентом России Владимиром Путиным «состояние и перспективы развития отношений Беларуси с отдельными западными государствами». А 7 марта МИД объявил об отзыве посла Михаила Хвостова из США для консультаций, что в дипломатической практике является мерой чрезвычайного характера.

Презрев то обстоятельство, что в этот момент страна практически в едином порыве уже отмечала международный женский день, официальный Минск настоятельно рекомендовал Карен Стюарт вернуться в родные пенаты. В целом, Штатам было обещано, что ответные меры белорусской стороны будут носить жесткий характер. Но в отличие от американского Минфина белорусский МИД конкретизировать свои санкции не стал.

Между «вышвырнуть» и «настоятельно рекомендовать покинуть страну» есть существенная разница. Вскоре стало известно, что Вашингтон проигнорировал совет Минска. Как заявил заместитель пресс-секретаря Госдепартамента США Том Кейси, Карен Стюарт остается в Минске.

— Важно иметь наше посольство в Минске и дипломатическое представительство высокого уровня, чтобы взаимодействовать вместе с белорусским правительством по ряду волнующих нас проблем, в том числе освобождения всех политзаключенных, включая г-на Козулина, -- заявил Кейси. И добавил:

— Если белорусское правительство желает вредить самому себе, то оно вправе это делать.

Мариуш Машкевич: США помешали Чавесу отмывать деньги через «Белнефтехим»

Первоначально решение Минфина США воспринималось, как чисто имиджевый шаг, не влекущий за собой реальных последствий. Однако это оказалось не так. Как отмечает институт стратегических исследований BISS, уже 14 ноября банки стран Балтии, которые тесно сотрудничают с ведущими американскими структурами, начали блокировать активы «Белнефтехима». Первыми в этом деле оказались подразделения шведской финансовой группы «Hansabanka» в Риге и «Hansapank» в Таллинне. Они заблокировали транзакции по счетам предприятий «Веlnefktehim Baltic OU» і «Веlnefktehim Baltic SIA».

А по мнению бывшего посла Польши в Беларуси Мариуша Машкевича, высказанному в интервью газете ”Наша нiва”, в результате американских санкций президенту Венесуэлы Уго Чавесу станет труднее отмывать деньги через «Белнефтехим».

— В 1998-2002 годах белорусские власти использовали множество правовых, финансовых и организационных схем, чтобы избежать международных санкций, которые были наложены, например, на Ирак, Сирию, Судан, Иран, Сербию, — говорит Машкевич — Торговали нефтью, оружием и другими технологичными товарами, что давало возможность пополнять бюджет. Сегодняшние трудности белорусской экономики можно было осилить, используя сотрудничество с Ираном и Венесуэлой. Ради этого были подписаны договора на продажу венесуэльской нефти. «Белнефтехим» собирались использовать как вспомогательную структуру. Американцы на самом деле не ввели полномасштабных санкций против Беларуси, а только ограничили деятельность венесуэльских экспортеров через посредников.

Что дальше

Итак, надеждам белорусских властей на добровольный отъезд американского посла не суждено было сбыться. Складывается впечатление, что обещанные в ответ на санкции «жесткие меры» сведутся к воинственным заявлениям.

Кстати, попутно Минск пригрозил еще и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Как заявил Андрей Попов, «бросают вызов всем членам ОБСЕ». Теперь руководство нашей страны «требует от ОБСЕ незамедлительных действий для эффективного обеспечения выполнения данным государством-участником основополагающих принципов ОБСЕ и своих международных обязательств». А если ОБСЕ этого не сделает, Беларусь, по словам официального представителя МИДа, будет вынуждена серьезно задуматься над тем, каким образом следует в дальнейшем выстраивать отношения с данной организацией.

Это страшная угроза. Особенно, если учесть, что озвучивается она не в первый раз.

Но интересно другое. Протестуя против санкций, Минск апеллирует к Хельсинкскому заключительному акту, подписанты которого взяли на себя обязательства «при всех обстоятельствах воздерживаться от любого акта экономического принуждения».

Однако в хельсинкских соглашениях есть и другие интересные пункты. В частности, касающиеся прав человека. Но на них белорусское руководство предпочитает внимания не обращать. Судя по всему, требуя безусловного соблюдения международных соглашений от других, свои обязательства по ним Минск намерен исполнять выборочно.

Также Беларусь обратилась к Великобритании и России как гарантам меморандума о добровольном отказе нашей страны от обладания ядерным оружием «в срочном порядке принять меры по выполнению обязательств в рамках меморандума». В соответствии с этим документом США взяли на себя обязательство уважать независимость и суверенитет Беларуси и не применять в отношении нее меры экономического принуждения, отметил Попов.

Впрочем, сложно представить, что Москва в данной ситуации всерьез заступится за союзника. И уж совсем невероятным выглядит то, что в конфликте между Вашингтоном и Минском Лондон займет сторону последнего.

Так что, озвученный набор мер в реальности, похоже, сводится к сотрясению воздуха. Все-таки оппоненты находятся в слишком разных весовых категориях.

Похоже, ключ к разрешению конфликта – это ключ от тюремной камеры Александра Козулина. Обращает на себя внимание тот факт, что события получили развитие вскоре после того, как белорусские власти не пустили на похороны Ирины Козулиной заместителя помощника госсекретаря США Дэвида Крэмера. Виза ему была выдана, но с 3 марта, а прощание с супругой политзаключенного состоялось 27 февраля.

Дэвид Крэмер тогда заявил, что воспользуется этой визой только в том случае, если белорусские власти примут решение о полном освобождении Александра Козулина. Однако экс-кандидату в президенты после трехдневного пребывания на воле пришлось вернуться в колонию.

А через неделю минфин США конкретизировал санкции в отношении «Белнефтехима». Если это и совпадение, то весьма примечательное.

Таким образом, белорусскому руководству придется решать, что ему дороже: американские активы «Белнефтехима» или удовольствие держать за решеткой Александра Козулина.

А тем временем, как сообщает ”БелаПАН”, белорусский посол в США Михаил Хвостов уже находится в Минске. Карен Стюарт тоже.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)