Восточное партнерство? Пожалуй, нет

Принимая во внимание ситуацию в Беларуси и Украине, а также незначительный интерес к Восточному партнерству (ВП) западных стран Европейского Союза, эта инициатива является мало реалистичной, ─ оценил глава совета директоров брюссельского мозгового центра CEPS Герман Онно Радинг.

Открытое в 2009 году, Восточное партнерство направлено на укрепление сотрудничества с шестью восточными соседями Европейского Союза: Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой, Украиной и, в ограниченной степени с Беларусью. ВП является приоритетной задачей польского председательства, которое в четверг-пятницу организовывает в Варшаве второй в истории саммит партнерства, чтобы укрепить эту инициативу и придать ей новый импульс к развитию. Это главное событие польского председательства в ЕС.

─ Я уважаю то, что Польша хочет достичь значительного прогресса в одном из приоритетов своего председательства, то есть в отношениях с соседними странами, но я сомневаюсь в реалистичности этих желаний. Это принятие желаемого за действительное, особенно когда видно положение дел в таких странах, как Беларусь или Украина, ─ сказал Радинг, бывший министр финансов Голландии, а в настоящее время глава совета директоров престижного Центра европейских политических исследований.

─ Остальные страны ЕС не особенно заинтересованы в Восточном партнерстве, ─ добавил он.

─ Люди из Западной Европы не знают, где находится Беларусь, о маленькой стране Молдове европейцы вообще никогда не слышали. Немного другая ситуация с Украиной, которая привлекает много внимания, так как это большая страна, ─ подытожил эксперт. Он отметил, что это невежество характерно не только гражданам, но и многим западным политикам.

Рудинг выразил удивление, что, несмотря на акцент польской политики на расширение ЕС и отношения с соседями, среди приоритетов председательства не были обнаружены отношения с Турцией, в которых заинтересованы многие страны «27». ─ Любопытно, что среди приоритетов польского председательства нет никакого прогресса в отношениях с этой страной, ─ считает Рудинг. Хотя отметил, что в настоящее время переговоры о членстве с Турцией привели в тупик, поэтому председательство не в состоянии добиться какого-либо прогресса.

В соответствии с согласованным проектом декларации для варшавского саммита, лидеры должны признать «европейские стремления» партнеров, обещая постепенные шаги в направлении безвизового режима и постепенной интеграции с рынком ЕС. Но «многое еще предстоит сделать для достижения целей ВП, в том числе адаптация существующих инструментов сотрудничества».

Польша хотела, чтобы ВП дало амбициозной шестерке, хотя бы отдаленную перспективу членства в ЕС, о чем ходатайствует Киев. Партнеры ЕС, кстати, не пришли к консенсусу по этому вопросу. Для ЕС наиболее проблематичным является устойчивый режим Александра Лукашенко, а также процесс бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Киеве. Именно судебный процесс склонил многие страны, с Францией и Германией во главе, заморозить текущие переговоры с Украиной о новом контракте о свободной торговле. В проекте, однако, прописано, что переговоры по этому вопросу должны завершиться до конца этого года, в чем заинтересовано польское председательство.

До саммита не удалось придти к общему решению депутатом Ассамблеи Восточного партнерства (Евронест). Причиной стало отсутствие взаимопонимания между странами Южного Кавказа.

«Rzechpospolita»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)