Власти Беларуси готовы ввести двухлетних мораторий на проверки новых предприятий

Подготовленный правительством проект указа, направленный на совершенствование контрольной деятельности, предусматривает введение двухлетнего моратория на проверки новых предприятий, заявил вице-премьер правительства Беларуси Андрей Кобяков, выступая во вторник на совместном заседании президиума Совмина, коллегии администрации президента и коллегии Комитета госконтроля, где рассматривался проект данного указа.

«Проект указа предусматривает запрет на проведение любых проверок новых предприятий в течение двух лет со дня их регистрации вне зависимости от отнесения к группам риска», — сказал А.Кобяков. «Однако, это не означает, что в этот период проверок вообще быть не может — по исчерпывающим основаниям, перечень которых приведен в проекте, может быть назначена проверка, но ограниченным перечнем лиц-руководителей надзорной деятельности», — уточнил вице-премьер.

По его словам, в проекте документа заложен принцип выборочного, а не сплошного контроля за деятельностью компаний.

Он напомнил, что действующий механизм контрольной деятельности предполагает проведение проверок всех компаний не чаще одного раза в год, что, по словам А.Кобякова, не учитывает добросовестность тех или иных предприятий.

С целью дифференциации подходов к проведению плановых проверок проект указа предусматривает отнесение субъектов хозяйствования к трем группам риска в соответствии с исчерпывающими критериями. Так, субъекты хозяйствования, относимые к высокой степени риска, будут проверяться не чаще одного раза в год, предприятия, отнесенные к средней группе риска, — не чаще одного раза в три года, и компании, отнесенные к низкой группе риска, будут проверяться не чаще одного раза в пять лет.

При этом А.Кобяков подчеркнул, что нормы указа практически предполагают возможность отсутствия плановых проверок в отношении компаний, отнесенных к средней и низкой группам риска при наличии положительного аудиторского заключения и предоставления информации по контрольному списку вопросов со стороны контролирующих органов, так называемому, «чек-листу».

«Как следствие, сам процесс планирования проверок перестанет быть сугубо внутренней, конфиденциальной процедурой контролирующих органов, став открытым для субъектов хозяйствования», — считает вице-премьер.

Такой механизм избирательного контроля уменьшит охват предприятий проверками до 15% от общего числа зарегистрированных компаний.

А.Кобяков также сообщил, что данный механизм предусматривает создание единой базы данных по отнесению предприятий к группам риска, сведения из которой будут доступны самим компаниям.

Проект указа предусматривает возложение координации всех плановых проверок на Комитет госконтроля. «Это означает, что в течение года к одному субъекту хозяйствования может придти несколько контролирующих надзорных органов только в форме совместной проверки. Координационный план проверок будет размещаться на сайте КГК и надзорных органов в интернете», — сказал А.Кобяков.

Кроме того, предполагается ограничить период хозяйственной деятельности, который будет проверяться, — не более трех лет до начала проверки.

Вместо проведения рейдовых проверок власти Беларуси вводят внеплановые тематические проверки, которые могут проводиться по решению ограниченного числа органов госуправления — Комитета госконтроля, Нацбанка, Госинспекции охраны животного и растительного мира при президенте, МНС, Минприроды, Госстандарта, ГАИ и транспортной инспекции Минтранса «и только по определенным вопросам, которые перечислены в проекте».

«Внеплановые тематические проверки могут проводиться только на автотрассах при перемещении товаров, торговых местах на рынках и объектах строительства не чаще одного раза в месяц на данной территории», — уточнил вице-премьер. «Во всех остальных случаях необходимо указании конкретного субъекта в предписании на проверку», — добавил он.

По его словам, меняется система и ведомственного контроля — он может проводиться не чаще одного раза в два года без учета группы риска.

Наряду с этим проект предусматривает освобождение субъектов хозяйствования от административной ответственности при незначительных нарушениях и в случае их своевременного устранения. «Например, неуплата не более 1% от суммы подлежащих уплате налогов и принятие мер по устранению в течение 3-х рабочих дней», — сказал вице-премьер. В то же время, усиливается ответственность должностных лиц за необоснованные проверки и ответственность субъектов хозяйствования за грубые нарушения.

«Деятельность грубых нарушителей может быть прекращена в судебном порядке, они могут быть ликвидированы на основании исков регистрирующих органов по соответствующему представлению контролирующих органов», — пояснил А.Кобяков.

Он подчеркнул, что проект указа согласован с подавляющим большинством органов госуправления, профсоюзами, объединениями предпринимателей и предложил президиуму Совмина одобрить его.

При этом А.Кобяков отметил, что действовавший по распоряжению президента Беларуси временный мораторий на проведение проверок привел к резкому сокращению плановых проверок со стороны налоговых органов и Комитета госконтроля.

Так, за 7 месяцев 2009 года налоговые органы сократили количество проверок в 1,8 раза, Комитет госконтроля — в 1,5 раза. При этом А.Кобяков подчеркнул рост результативности проверок — у налоговых органов она выросла на 12%, в Комитете госконтроля — на 15%.

Заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко в своем выступлении подчеркнул, что «в данном проекте указа впервые нашли нормы, значительно ограничивающие деятельность контролирующих органов и должностных лиц с целью законной защиты прав и интересов субъектов хозяйствования».

Так, «установлен ограниченный перечень оснований для проведения плановых и внеплановых проверок. Решение о проведении внеплановых проверок, не имеющих четких критериев, будет приниматься руководителем органа либо одним из уполномоченных им заместителей», — сообщил В.Каменко. При проведении плановых проверок предусмотрено обязательное письменное уведомление проверяемого субъекта хозяйствования не позднее 10 дней до начала проверки.

«Проверка может быть начата только на основании предписания, выданного руководителем контролирующего органа с указанием в нем основания проведения проверки, исчерпывающего перечня вопросов, подлежащих проверке с обязательным внесением записи в книгу учета проверок», — пояснил замминистра.

По его словам, «проверяемые вправе заявить отвод проверяющих и привлекаемых ими экспертов при наличии заинтересованности в результатах проверки. Требования проверяющих ограничиваются, они смогут действовать только в пределах вопросов, подлежащих проверке».

В.Каменко подчеркнул, что «устанавливаются четкие основания и процедуры изъятия подлинников документов». «Такие меры, как приостановление или запрет деятельности проверяемого субъекта, приостановление операций по его счетам, арест и изъятие его товарно-материальных ценностей, задержание транспортных средств, а также опечатывание кассы и иных помещений могут применяться контролирующими органами только в том случае, когда такие полномочия предоставлены им указом или иными актами законодательства», — сказал замминистра.

По его словам, в проекте указа предусмотрены предельные сроки проведения проверок — при проверке ИП — не более 15 рабочих дней, при проверке юрлица — не более 30 рабочих дней.

Проверка может быть приостановлена на срок не более 3 месяцев при наличии строго регламентированных оснований (например, для проведения экспертизы или восстановления проверяемым документов). Проверка может быть продлена на срок не более 15 дней и это находится в исключительной компетенции руководителя госоргана республиканского уровня.

Проект указа унифицирует не только процедуру проведения проверок, но и оформление их результатов. Предусматривается для всех контролеров составление акта, если нарушения выявлены, или справки, если нарушений не было обнаружено.

Срок возражений по акту проверки предлагается увеличить с 5 до 15 рабочих дней.

«В проекте закреплена обязанность проверяющего доказывать недобросовестность субъекта. Проверяемый субъект хозяйствования признается добросовестно исполняющим законодательство, пока контролирующий орган не доказал иное. При этом определено, что в случае неясности или нечеткости предписания акта законодательства решение должно приниматься в пользу проверяемого субъекта хозяйствования», — подчеркнул В.Каменко.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)