Политика
Ян Буян

Власть в упор не замечает девальвацию

Постепенно проясняется тактика, которую руководство Беларуси взяло на вооружение в ситуации с обвалом рубля. Заключается эта тактика в том, чтобы делать вид, что ничего особенного не произошло.

Напомним, что, ставя в известность население о новых курсах валют, Национальный банк ухитрился в своем заявлении вообще не употребить слово «девальвация». Еще дальше пошел Первый канал белорусского телевидения. Воскресная аналитическая программа началась с главной новости минувшей семидневки. Ну-ка угадайте, что это было?.. Рождественский турнир по хоккею с участием Александра Лукашенко! Этому судьбоносному событию было посвящено аж два сюжета общей продолжительностью более 10 минут.

Где-то в середине программы ведущий сказал, что на минувшей неделе властям удалось по-настоящему удивить белорусов. Однако дальше речь пошла опять-таки не о девальвации, а… об открытии в Минске современного велотрека.

Про падение курса рубля в «Панораме недели» не было сказано ни слова. Нет такой новости и баста!

На этом фоне невероятную смелость продемонстрировал канал ОНТ (ой, боюсь, их скоро закроют), ласково назвавший случившееся «корректировкой курса». В студию был приглашен начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов. И начался аттракцион!

На вопрос ведущего, почему Нацбанк резко понизил курс рубля, а не плавно девальвировал его, позволяя населению приспособиться к снижению курса национальной валюты, Дроздов заявил: «Население и так все прекрасно понимало». О том, что согласно прогнозным показателям его ведомства курс доллара на протяжении всего 2009 года должен был колебаться в пределах 2090-2310 рублей, начальник управления информации Нацбанка скромно умолчал.

А теперь внимание! Фрагмент из декабрьского интервью первого заместителя председателя правления Национального банка Павла Каллаура еженедельнику ”Белорусы и рынок”:

— То есть вопрос о разовой девальвации, например на 20%, вообще не стоит?

— Мы не рассматриваем. 20-процентная девальвация — это много. Это довольно болезненная процедура, и чтобы такую процедуру провести, нужно тысячу раз подумать. Состояние нашего платежного баланса не настолько ужасное, чтобы идти на такую меру, как разовая 20-процентная девальвация.

* * *

Ведущий аналитической программы ОНТ также поинтересовался, ведет ли «корректировка курса» к снижению доходов граждан нашей страны? Ответ Дроздова был преисполнен оптимизма. Оказывается, население в свете происшедшего никак не пострадало: ведь зарплаты в белорусских рублях не уменьшились. А как же инфляция, спросите вы? «Оснований для роста цен нет!» — сказал, как отрезал, начальник управления информации Национального банка. То, что в связи с девальвацией ряд магазинов уже провели переоценку товаров, судя по всему, являлось, как для интервьюера, так и для интервьюируемого, тайной за семью печатями.

Весьма характерным является и молчание обычно разговорчивого Александра Лукашенко. Вообще-то 20%-ная корректировка курса требовала, как минимум, комментариев со стороны главы государства. Однако Лукашенко сохраняет олимпийское спокойствие и вместо ликвидации последствий девальвации развлекается на ледовой площадке. Война войной, а хоккей — по расписанию.

Судя по всему вышеизложенному, власть намеревается делать вывод, что ничего особенного не произошло: так, технические нюансы, которые к населению никакого отношения не имеют. Похоже, нас держат за идиотов.

Впрочем, вполне вероятно, что спустя некоторое время Александр Лукашенко вновь примерит на себя мантию «защитника трудового народа». Будет объявлено о мерах, которые глава государства предпримет, чтобы население не пострадало. Однако никакие фокусы не компенсируют потерь: образно говоря, из изъятого рубля гражданам вернут, в лучшем случае, 10 копеек.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)