Политика

Михаил Брошин

Видимость конкуренции на выборах создают статисты

560 зарегистрированных кандидатов претендуют на 110 мандатов депутатов палаты представителей Национального собрания (ППНС). Можно сказать, что конкурс – свыше 5 человек на место. Но математика и реальность в данном случае расходятся.

— Мы вернулись к цифрам 2000 года, когда были очень яркие и очень альтернативные парламентские выборы. Поэтому говорить о том, как часто у нас любит утверждать оппозиция, что у нас нет демократии, ну слушайте, при таком количестве претендентов, людей, которые действительно реально идут в политику, хотят быть политиками, это просто нелепо, — заявила Лидия Ермошина в беседе с информационно-аналитическим порталом союзного государства.

На самом деле, в 2000 году выборы в ППНС были, мягко говоря, не слишком яркими и конкурентными. Конгресс демократических сил принял тогда решение бойкотировать избирательную кампанию. Видимость присутствия оппозиции на выборах создавал Николай Статкевич со своими сторонниками, проигнорировавший постановление КДС. Ни к чему хорошему это не привело: в палату никто из социал-демократов не попал, а партия угодила в глубочайшую политическую яму, из которой не может выбраться до сих пор.

Динамика количества зарегистрированных кандидатов на выборах в ППНС такова:

2000 – 550

2004 – 359

2008 – 263

2012 – 363

2016 – 521

2019 – 560

Впрочем, об уровне реальной конкуренции эти цифры говорят мало. Большинство кандидатов, по сути, выполняют роль статистов или решают локальные задачи, а не борются всерьёз за место в ППНС.

Формальная конкуренция, как отмечает Belarus in focus, растет за счет выдвижения большего количества лояльных властям кандидатов – обладателей госдолжностей и/или членов провластных партий или объединений. Ныне власти в состоянии обеспечить видимость состязательности самостоятельно, без помощи оппозиции.

Оппозиционные партии играют в этом сценарии роль даже не второго, а третьего плана. У них и в массовке нет большинства.

Впереди, как всегда, ЛДПБ, которая на каждых выборах выставляет внушительное количество кандидатов без всяких шансов на что бы то ни было. Далее идут провластные коммунисты: им периодически перепадают крохи с барского стола. Потом ОГП, которой за всё время достался аж 1 мандат и то благодаря тому, что власти решили таким образом унизить экс-кандидата в президенты Татьяну Короткевич, баллотировавшуюся в 2016 году по тому же округу, что и Анна Канопацкая. В спину ей дышит Республиканская партия труда и справедливости, которую многие считают политическим фантомом, полностью подконтрольным властям.

В целом же, вне зависимости от количества кандидатов выборы в ППНС будут носить тот же характер, что и прежде – косметический. Формальная процедура соблюдается, но фактически состав палаты определен задолго до дня голосования и не избирателями, а президентской администрацией.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.2(26)