Общество

Семен Печенко, аэросъемка Антон Суряпин

Вид сверху: «Работа вроде бы и есть, но как на эти 300-350 выжить?»

В рамках проекта «Приземленная жизнь белорусов: вид сверху» «Салідарнасць» отправилась в Туров — в небольшой городок, жизнь в котором во многом зависит от большой реки.

— Красиво, правда? Природа у нас замечательная! — житель Турова, представившийся Михаилом Семеновичем, вызвался провеси небольшую экскурсию по центру городка. — Вот только Припять в этом году совсем обмелевшая. Видите следы на причале возле нашей плавучей гостиницы? Отплыть она может и сможет от берега, а дальше что?

Мы идем к местной достопримечательности — «Туровскому лугу». Из дальнейшего разговора я понимаю, что Михаил Семенович поначалу принял меня за туриста.

— Сюда не только из всей Беларуси едут за птицами наблюдать, но и из других стран. Из той же Голландии. Едут сфотографировать нашего кулика-мородунку. И других птиц также.

Этой весной иностранных туристов в Турове не увидят. Из-за эпидемии коронавируса закрыты границы, по этой же причине отменен традиционный Фестиваль куликов.

Но мой гид не теряет оптимизма. По его словам, в сезон в местных агроусадьбах сложно найти свободное место. Сюда едут не только отдохнуть, порыбачить на Припяти, но и благодаря самой истории древнего города.

— Видели крест Х века на территории церкви, а растущие из земли камни-кресты на кладбище?

Еще одна надежда местного жителя — на программу по возвращению в Беларусь туров. В марте на территорию заказник «Средняя Припять» завезли пятнадцать быков Хека, которые считаются наиболее приближенной породой к ранее обитавшим в пойме Припяти турам.

На вопрос о том, как в Турове с работой, Михаил Семенович отвечает коротко: «Плохо». И добавляет, что местных жителей спасает рыбалка и огороды.

— Да как и везде! Закрывается все, работы нет. То есть, она вроде бы и есть, но как на эти 300-350 выжить? Долларов?! Ты издеваешься? — говорят мужчины у одного из туровских магазинов.

Владелица агроусадьбы «Кола Струменя» Ирина Сергейчик рассказала «Салідарнасці», как коронавирус повлиял на ее бизнес.

В отличие от того же Минского района, где многие усадьбы на длинные выходные были расписаны по суткам, туровским владельцам агроусадеб пока похвалиться нечем:

— У меня гостей нет с осени прошлого года. В этом году не приехали иностранцы. То же самое и у других владельцев усадеб.

По словам Ирины Сергейчик, обмелевшая река — не единственная проблема плавучей гостинцы.

Как и в других регионах, где побывала «Салідарнасць», в Турове стабильные заработки имеют бюджетники и госслужащие. Многим же приходится жить с приусаденых участков и рыбалки. В этом году тревоги добавил низкий уровень воды в Припяти:

— Мало воды. Это беда! И ночи холодные. Даже не знаю, на какие урожаи людям рассчитывать. В прошлом году я уже рассаду высаживала, а в этом все никак.

Местные мужчины едут на заработки в Россию — в основном на стройки. В последние годы набирает популярность работа в Польше. Правда, коронавирус, всех вернул домой.

— Наши люди ездят не только за границу. На сезон едут работать в колхозы в Витебскую область, на Гродненщину, — рассказала хозяйка агроусадьбы.

В последнее время местный крупный фермер стал приглашать на работу, но желающих не много. Возможно, из-за достаточно сурового характера работадателя, говорит Ирина Сергейчик.

Работа на удаленке — в лидерах среди вакансий

Удаленный работник, работа на дому, оператор-консультант — одни из самых популярных предложений на сайтах вакансий, предлагающих работу в Турове. Похожая картина с вакансиями наблюдается и в других регионах — Ивацевичах, Дрогичине. 

Средняя зарплата на удаленке — около 600 рублей, встречаются и предложения с зарплатой до 2000.

Из традиционных вакансий — работа в местном хозяйстве «Туровское». Животноводам и трактористам здесь обещают зарплату в 700 рублей, главному зоотехнику — на триста рублей больше. Начальнику филиала местного консервного комбината будут платить 1200 рублей.