Экономика
Анастасия Зеленкова

Валюту у населения хотят забрать с помощью маленькой разницы между курсами на продажу и покупку

По данным на 21 мая в большинстве белорусских банков маржа по доллару составляет от 1 до 5 рублей. А, к примеру, в «Абсолютбанке» доллар США покупают по 2825 рублей, а продают по 2825,4. Согласитесь, не всегда в «обменнике» можно наблюдать такую маленькую разницу между курсами на продажу и покупку. «Салідарнасць» попыталась выяснить, что бы это значило.

По мнению финансового аналитика Сергея Чалого, причиной возникшей ситуации стало негласное распоряжение Нацбанка.

— Началось все с того, что Нацбанк решил сократить валютную позицию коммерческих банков. Он предполагает, что коммерческие банки сидят в длинной позиции по валюте, то есть купили ее на бирже на себя, а не на клиентов с тем, чтобы потом, возможно, заработать на будущей девальвации, если такая произойдет. Эту позицию Нацбанк оценивает где-то примерно в миллиард.

Это уже не первый случай, когда Нацбанк пытается заставить банки развернуть эту позицию. Подобная ситуация наблюдалась в конце января – начале февраля, когда была спущена аналогичная устная рекомендация удовлетворять заявки на покупку валюты для оплаты импорта сначала на межбанке, а потом только на валютной фондовой бирже. То есть фактически покупать у банков и им самим отдавать.

— Сейчас попытались сделать то же самое, — уверен экономист. — Смысл какой: если банки начнут продавать свою собственную валюту, то тогда, естественно, у них возникает стимул получить эту валюту у населения. Поскольку у нас курс Нацбанка установлен 2770, то выше, чем на +2% (тоже такая рекомендация присутствует) курс на продажу в коммерческих банках быть не может. Отсюда цифра 2825. А для того, чтобы стимулировалась продажа наличной валюты населением, банкам, естественно, хочется поднять курс покупки как можно выше. Вот, собственно, потому они и получаются практически равными.

Однако вопрос: зачем Нацбанку надо сокращать валютную позицию коммерческих банков? По мнению Сергея Чалого, такая мера призвана

ограничить давление на золотовалютные резервы.

— Это связано с тем, что у нас как раз идут переговоры с МВФ относительно нового транша, — отмечает экономист. — А мы как раз не выполнили норматив по золотовалютным резервам — не хватило порядка 200 млн. долларов. Беларусь до конца месяца очень сильно надеется получить последнюю часть двухмиллиардного российского кредита – 500 млн, и это такая своеобразная попытка подстраховаться. С одной стороны, уменьшить давление таким административным способом на золотовалютные резервы и для того, чтобы выполнить норматив и получить следующий транш кредита. И вот тогда этот запрет – вернее, устная рекомендация, будет снята.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)