Экономика
Дмитрий Заяц, naviny.by

В поисках денег власти зашли в тупик

На минувшей неделе во время совещания по науке Александр Лукашенко недвусмысленно призвал вертикаль готовиться («сдавать экзамен перед народом») к президентской кампании.

К «экзамену» чиновники формально уже стали готовиться и даже сформулировали некоторые идеи для будущей предвыборной программы. Однако за декларациями властей пока так и не видно реального плана действий по наполнению экономики деньгами.

«Будем передвигаться на воде»

Процесс подготовки к президентским выборам фактически уже идет. Выражается это, в частности, в том, что власти уже находятся в поиске идей, который войдут в предвыборную программу.

К настоящему времени подготовлена концепция развития науки и экономики до 2020 года (официальное название «Беларусь-2020: наука и экономика»). Как отметил на минувшей неделе Александр Лукашенко, заложенные в концепции «идеи и подходы целесообразно использовать при подготовке Программы социально-экономического развития Беларуси на следующую пятилетку».

Названная программа традиционно раз в пять лет принимается в Беларуси накануне президентских выборов и является де-факто основным предвыборным документом действующей власти.

В то же время основной посыл разработанной концепции «Беларусь-2020: наука и экономика» заключается в том, что для повышения экономического потенциала необходимо развивать и инвестировать в науку.

По мнению ученых, которые принимали участие в разработки концепции, наука в Беларуси многие годы была недофинансирована, и «это привело к утрате значительной части научно-технического потенциала». Степень износа научного оборудования в целом по стране составляет 49,7%, указывается в разработанной концепции.

В этой связи разработчики документа предложили существенно увеличить объем финансирования научных исследований в ближайшие годы.

«Валовые внутренние затраты на исследования и разработки уже в ближайшие три года должны быть планомерно увеличены до 3% ВВП», — говорится в концепции, с текстом которой ознакомился БелаПАН.

Вместе с тем, Александр Лукашенко крайне осторожно отнесся к перспективе увеличения затрат на науку и даже поставил под сомнение полезность разработок белорусских ученых для экономики страны.

— В Беларуси доля инновационно активных предприятий составляет 26%, в станах Евросоюза она доходит до 80%. Почему так происходит? Руководители (белорусских предприятий) не видят перспектив от применения научных разработок или само качество научных исследований их не удовлетворяет? — задался вопросом Лукашенко.

Оторвавшись от бумаг, на которых были изложены тезисы выступления перед учеными, Александр Лукашенко сформулировал свое видение тех научных открытий, которые ждет экономика страны. Правда, слова главы государства по этой теме оказались для многих за кадром: в интернете их не цитировали, поскольку пресс-служба белорусского лидера не привела эту часть выступления первого лица в официальном сообщении.

И лишь телезрители, которые согласились вечером в течение часа слушать выступление Александра Лукашенко возле голубого экрана, смогли узнать, какие научные открытия хотел бы видеть глава Беларуси.

— Придете и скажите, что вы что-то можете, заинтересуйте! — обратился Лукашенко к ученым во время совещания 31 марта. — У нас проблемы сегодня с нефтью, с газом, своего нет. Хорошо, давайте на воде будем передвигаться. Как они там, водородные двигатели или еще что-то, там система, конечно, сложная... Но вместо бензина будем заливать в бак воду и будем ездить на автомобилях. Пожалуйста, помогите это сделать, выдайте на-гора!

Несколько лет назад Александр Лукашенко ставил перед учеными аналогичные амбициозные задачи, которые также у многих вызывали улыбку.

В частности, весной 2011 года, выступая в парламенте, белорусский лидер заявлял о том, что в стране реально найти залежи природного газа.

— Мне все-таки кажется, что где-то у нас есть нефть. Но если есть нефть, то не может быть, чтобы где-то не прорвало природным газом, я очень на это надеюсь, — говорил Лукашенко.

Увы, кроме смеха по случаю президентских заявлений, в стране так ничего и не появилось.

Заставить двигатели автомобилей использовать вместо нефтепродуктов воду в мире пока также не научились. Поэтому очень похоже на то, что научные открытия, которые хотели бы видеть в Минске, так и останутся несбыточными мечтами.

Кстати, весьма показательно, что о необходимости таких открытий белорусские власти заявляют в сложные для национальной экономики времена. Видимо, дефицит денег заставляет задумываться о прорывных экономических решениях, которые в действительности больше походят на фантазии.

Экономический рост будет. После реформ

На фоне непростых условий работы белорусской экономики в последние годы оптимизм даже на официальном уровне поубавился.

В 2010 году, когда власти писали очередную программу на пятилетку, прогнозировалось, что рост ВВП в 2011-2015 гг. составит 62-68%. Скромные темпы экономического роста в последние годы несколько охладили умы белорусских властей, и сегодня госорганы прогнозируют более низкие темпы роста ВВП.

— Валовой внутренний продукт Беларуси предусматривается увеличить в 2020 году по сравнению с 2015 годом с учетом различных сценариев развития в 1,18-1,34 раза, обеспечивая среднегодовые темпы его прироста на уровне 3-6%. Исходя из необходимости повышения качества и эффективности формирующих производство факторов, делать акцент на более высокие темпы экономического роста национальной экономики в предстоящий период неоправданно, — говорится в концепции «Беларусь-2020: наука и экономика», которую подготовили госорганы.

Однако, считают международные финансовые организации, выйти на рост ВВП в районе 6% Беларуси реально лишь в случае проведения структурных реформ в экономике.

— Рост ВВП Беларуси может выйти на 6-7% в среднесрочной перспективе в случае успешности реформ, — заявлял осенью 2013 года директор Всемирного банка по Беларуси, Украине и Молдове Чимяо Фан.

Аналогичного мнения придерживаются и белорусские исследователи.

— При нынешней экономической модели самая оптимистичная оценка потенциала экономического роста — 3,5-4%. Причем последние годы, учитывая ситуацию на внешних рынках, дают основания снизить этот потенциально возможный уровень. Без структурных реформ обеспечить рост ВВП свыше 4% в год будет крайне сложно, — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Вместе с тем, констатируют белорусские эксперты, пока к таким реформам официальный Минск не приступил.

— Полномасштабная программа реформ, направленная на изменение существующей экономической модели, пока так и не началась. Определенные улучшения в части денежно-кредитной, бюджетной политики произошли, однако всё, что касается институциональных изменений, там реформ не видно, — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Повысить потенциал существующей экономической модели власти пытаются за счет так называемой программы модернизации. Весь прошлый год реализовывалась программа модернизации сотен предприятий, однако заметного экономического эффекта она не принесла.

В первые месяцы текущего года объемы промышленного производства снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а складские запасы, напротив, выросли. Разве можно в такой ситуации говорить о положительном эффекте модернизации?

— Говорить, что конкурентоспособность белорусской экономики выросла, пока нет оснований. Логика проводимой модернизации заключалась в расширении производственных мощностей, однако такой подход совсем не гарантирует, что продукция, которой будет произведено больше, найдет сбыт, — отмечает Дмитрий Крук.

Сказанное хорошо подтверждает официальная статистика. На фоне снижения объема промышленного производства на 5,5% в январе-феврале 2014 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) складские запасы в промышленности выросли почти на 6 трлн. рублей и достигли 33,9 трлн. рублей на 1 марта (84% от месячного объема промпроизводства).

В ситуации, когда производимая продукция идет на склад, «оборотка» предприятий замораживается, вопрос о деньгах становится для белорусской экономики всё более острым. Новые сектора экономики, которые могли бы эффективно генерировать денежный поток, так и не созданы ввиду отсутствия реформ. А ставка на существующую экономическую модель, которая основана на доминировании госсектора и директивном распределении ресурсов, завела властей в закономерный тупик.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)