Профсоюзы
Роман Ерошеня

«В наш профсоюз люди приходят не за путёвкой и не за новогодними подарками, а за тем, чтобы называться человеком».

Этот человек на протяжении двадцати шести лет заряжал аккумуляторы шахтёрских ламп. Через определённое время пришло умение заряжать людей хорошим настроением и уверенностью в себе. Рецепт увеличения численности профсоюзной организации в десять раз, мы получили у председателя Солигорской региональной организации БНП Натальи Михнюкевич.

Наталья Михнюкевич

— Наталья Андреевна, зачем вы вместо умиротворённой жизни белорусского пенсионера, взялись за работу профсоюзного активиста?

— С начала 90-х годов я активно участвовала в жизни профсоюза, несмотря на то, что вначале находилась в «Белхимпрофсоюзе» и работала на фабрике. В забастовочный период работники фабрик поддержали шахтеров. Подземные работники в тот момент добились себе всех благ, а про работников фабрик забыли.

Прошло время, шахтёры стали забывать  о том, чего добился Независимый профсоюз, и начали выходить из него. Поэтому нужно было делать акцент на работников фабрик объединения.

К тому времени я работала на обогатительной фабрике второго рудника аккумуляторщиком. Мне оставался один год до пенсии и в тот момент ко мне обратились профсоюзные лидеры НПГ Иван Перминов и Александр Королёв с просьбой поработать в Независимом профсоюзе.

Я согласилась проработать до пенсионного возраста. На момент моего избрания на должность председателя фабричной организации в ней состояло 46 человек.

Где год, там и четыре года работы. Наша организация выросла до 330 человек. Я встречала людей, своих знакомых, друзей и всем говорила, чтобы они вступали в НПГ. Мой принцип работы – «от человека к человеку». 

— А в региональную организацию Солигорска, что вас привело?

— В региональную организацию я пришла лишь благодаря вице-председателю БНП Николаю Новику — человеку, к которому я отношусь с большим уважением.

Первоочередной задачей в этой организации сегодня является восстановление организации. Численность Солигорской регионалки за четыре месяца выросла с 128 человек  до 396 человек.

— Как, по-вашему, нужно работать профсоюзным лидерам с людьми?

— В первую очередь, в тебе должно быть такое, чтобы человек тебе верил. На своей должности я выполняла функции профсоюзного работника и психолога. Были люди, которым моя работа не нравилась. Несмотря на это, я очень люблю критику. Если тебя критикуют, значит, ты работаешь. Вот когда меня хвалят, тогда мне становится стыдно.

Профсоюзный лидер, перед тем как дать обещание работнику, должен свои слова взвесить несколько раз. Пусть подумает, сможет ли он решить те проблемы, которые он пообещал решить. Если не сможешь помочь – не обещай.

Для полноценной работы активисту нужно приложить не только мозги, руки и ноги, но и отдать всего себя. Работать с душой и пониманием. Мне не нужны какие-то высокие ценности, как профсоюзному активисту, а нужны простые вещи: чтобы работник по хорошей дороге дошёл на нормальную остановку, не мёрз на ней, а вовремя сел в тёплый и уютный автобус, который довёз бы его до работы. Чтобы он прошёл на предприятие, где к нему уважительно отнеслись и дали возможность полноценно и нормально работать. Чтобы после работы он чистый и здоровый добрался домой с хорошей зарплатой.

 А на самом деле? Сегодня человек идёт на работу по убогим дорогам, рвёт свою обувь, мёрзнет на остановке и ждёт опаздывающий старый автобус. Там он зимой мёрзнет, а летом задыхается выхлопными газами. На проходной его хватают и тянут, как какой-то мешок, а начальник относится к тебе, как к боксёрской груше. В конце рабочего дня уставший человек после душа мёрзнет на остановке, в результате болеет. Отношение к работнику, как к крепостному холопу.

Назовёте десять заповедей профсоюзного лидера?

— Практически все библейские заповеди могут подойти под принципы работы профактивиста. Кроме того, выслушай человека, пойми его и помоги. Если у человека беда, пожертвуй своим временем и силами, не поленись. Если у человека счастье или радость в жизни – поздравь его. Ведь это не тяжело, но очень приятно рабочему человеку.

У любого работника есть семья, и семейные проблемы. В нашей стране нет квалифицированной психологической помощи. Сосед может не понять, начальник занят и, если люди профсоюзному лидеру, то очень часто идут за помощью не только по трудовым вопросам, но и по семейным.

Много раз мы помогали устраивать детей наших работников, шли и упрашивали руководство. К нам недавно приходила одна женщина с трудной жизненной проблемой. У неё сын – инвалид, дочь погибла, третий ребёнок не может найти работу. Сама она уже на пенсии, болеет, нужны деньги на медикаменты. Сын окончил курсы сантехника и ему предложили работать за 280 тыс. рублей...

Вот в этом случае ты просто не можешь отказать человеку в помощи. Поэтому главная заповедь профсоюзного работника – человечность.

— Случались ли в вашей жизни моменты, когда вы себя чувствовали беспомощной?

— Да. К примеру, ремонт мастерской сантехников на фабрике мне не удалось осуществить. Сменялись начальники фабрик, на объединение приезжал президент, отмечалось 40-летие рудоуправления, 50-летие города и объединения, потом снова президент приезжал, а нас всё кормили «завтраками»…

Это один момент, а таких моментов было немало. Несмотря на это, положительного всё же было больше.

— Можете назвать себя сильным человеком?

— Наверное, нет. Сильный человек в моём понимании всегда идёт напролом, добиваясь своей цели. Поначалу я открывала дверь ногой, стучала кулаком по столу и безбожно выдвигала требования. Сегодня работаю совсем по-другому. Начинаю работу с того, что здороваюсь, говорю комплименты. Всё это нужно делать с улыбкой.

Через год работы я поняла, что в профсоюзной работе нужен диалог. Тот же начальник — такой же человек, как и вы. Одно лишь отличие: у него есть власть. Безусловно, этот человек может сделать многое, как хорошее, так и плохое для работника.

Чтобы наниматель не видел в профсоюзном лидере врага, ты должен с ним общаться. Возможно, ты должен где-то уступить, поступиться своими принципами, чтобы решить проблемы членов своего профсоюза.

В чём слабость независимого профсоюзного движения Беларуси?

— Первое — это отсутствие сплочённости. Когда что-то случается с членом профсоюза, только тогда он начинает суетиться, а остальным работникам проблемы этого человека зачастую неинтересны. Людям нужно понять, что профсоюз – это сплочённость работников, их общая позиция и интересы.

Мало информации о профсоюзной работе и вообще о независимом профсоюзе. Отсутствие профсоюзной образованности наших людей – тоже одна из главных проблем профсоюза.

— До БНП Вы работали в «Белхимпрофсоюзе» входящем в ФПБ. На ваш взгляд, в чём главное отличие этих двух структур?

— Да, я работала некогда председателем работников электрослужбы, была членом Исполнительного бюро «Белхимпрофсоюза» фабричной организации, рудоуправления и объединения.  Главное отличие этих профсоюзов в том, что активисты Независимого профсоюза более свободны в своих действиях. В госпрофсоюзе работают по директивам, а тут ты можешь свои мысли обратить в дело. Перед руководством ты можешь без лицемерия высказать свою позицию.

Работа федерации мне напоминает мелодию из программы «Время». Однотипная музыка, повторяющаяся в определённое время. В том профсоюзе всё расписано заранее. Вот вам пример: когда была забастовка шахтёров вначале 90-х, НПГ принял решение и люди вышли на площадь. В другом же профсоюзе этот вопрос нужно было согласовать в одном органе, во втором, в третьем и т.д.

Если у человека случилась какая-то беда или горе, образно выражаясь, когда петух клюнет в одно место, все работники знают, что тебя защитит только Независимый профсоюз. Я не скажу, что нам всегда удаётся защитить своих людей, но работа с этим человеком всегда ведётся.

— Перспективы развития организации есть?

— Есть, но основная причина, не дающая нам развиваться, это страх. Наши люди сегодня запуганы. Если бы у человека был простой выбор: хочешь в этот профсоюз вступай, хочешь в тот, а можешь не вступать вообще – и он знал, что никаких гонений и преследований не будет, тогда я даю стопроцентную гарантию, что нас было бы во много раз больше, чем представителей государственного профсоюза. Наши люди на сегодняшний день запуганы и боятся потерять какую-то доплату или чего хуже — работу.

Почему сегодня в нашей стране, если на предприятии сто человек решили создать свой профсоюз, один человек своей рукой, без зазрения совести, перечёркивает этих людей. Я не могу понять такого человека и его позицию.

— В чём заключается секрет вашей успешной работы?

— Это желание работать, это подходящие коллеги по работе, это доверие членам профсоюза. Важно то, что у меня много помощников, друзей которые в любое время меня выручают.

— С кем проще работать – с женщинами или мужчинами?

— Всю свою жизнь я работала в мужском окружении, и мне было проще работать с мужчинами. Но не скажу, что у меня возникают трудности при работе с женской половиной профсоюза.

— Почему женщин состоящих в Независимом профсоюзе меньше чем мужчин?

— На женщине лежит больше ответственности за семью, за детей, за работу. Тут мужчинам проще. У него есть сила, возможность лучше и быстрее устроиться на работу. А наши белорусские женщины привыкли терпеть и довольствоваться малым.

А ведь вступление в Независимый профсоюз сегодня — это очень сильный, ответственный поступок. Ведь в наш профсоюз люди приходят не за путёвкой и не за подарком, а за тем, чтобы называться человеком.

— На работе Вы очень доброжелательный человек, хватает ли позитива на семью?

— В семье всякое бывает, не скрою. Когда что-то не получается, могу и повысить голос на членов семьи. Но я очень отходчивый человек, поэтому через десять минут могу извиниться.

На сегодняшний день я очень благодарна своему супругу, который, как и вся семья (сын, дочь, невестка), состоит в Независимом профсоюзе. Даже моя внучка учится в 9-м классе и говорит: «Бабушка, а почему ты в нашей школе не организуешь Независимый профсоюз?»

— Как бабушка, какое наставление вы бы сделали своим внукам?

— Моя внучка, некогда заявила, что обязательно станет ветеринаром. И сегодня, не изменив своей позиции, собирается поступать по этой профессии. Поэтому, я хочу пожелать своим внукам — быть независимыми в этой жизни и, несмотря ни на что, иметь свою позицию.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)