Общество
Константин Похольчик

«В лес никого не вывозим». Как из белорусов выбивают долги

Из России периодически приходят сообщения о нарушениях закона коллекторами. А как «выбиватели долгов» действуют у нас?

«Мы вытягивали деньги и из колхозов, и из райпо»

Одному из столичных предпринимателей на мобильный телефон пришло сообщение следующего содержания.

– Я не представляю, каким образом у них в базе оказался мой телефон. В любом случае, было немного не по себе: мне что, предлагают «услуги» из 90-х, с дубинками тоже по должникам ездят?! – возмущаясь, сказал он «Салідарнасці», высылая скриншот послания.

Сообщение насторожило на фоне регулярных новостей о неадекватных действиях в России коллекторов, которые по определению должны использовать методы законного давления на неплательщиков. В январе в Ульяновске коллектор бросил бутылку с зажигательной смесью в окно частного дома – пострадали местный житель и его внук. В феврале в Новосибирске коллекторы от имени супруги должника размещали в сети объявления об оказании секс-услуг, а также информацию о смерти ее годовалого ребенка.

«Салідарнасць» от имени предпринимателя набрала по указанному в объявлении номеру. На другом конце провода трубку подняла представитель унитарного предприятия «Юнион Капитал».

– Наша услуга заключается в том, что мы вместо вас обзваниваем ваших должников и напоминаем им о необходимости погашения задолженности. Ваш номер могут внести в черный список и не поднимать трубку. А в нашем колл-центре более 100 номеров и каждый раз мы звоним с нового номера. У нас работают профессиональные операторы, которые знают как и с кем разговаривать. Когда человеку, который принимает решения, звонишь ежедневно, то, как правило, через недели две он начинает платить, пусть и частями, – объяснили там суть предоставляемой услуги. – Путем звонков мы ведем психологическую обработку людей. Ничего противозаконного в этом нет. В лес никого не вывозим, никому не угрожаем. Мы вытягивали деньги и из колхозов, и из райпо, и со строек – вы знаете там сейчас плачевное состояние, все в долгах. Для «Лидского пива» вообще полтора миллиарда вытянули.

При малом количестве должников в «Юнион Капитал» готовы взяться за работу за 3 млн рублей в месяц.

На сайте заявлено, что в феврале 2016 года фирма помогла вернуть более 96 млрд. рублей дебиторской задолженности. На предпринимателя, обратившегося в «Салідарнасць», компания, вероятно, вышла, делая рассылку по базе юридических и физических лиц.

«Рынка коллекторских услуг у нас как такового не существует»

Если набрать в сети «Коллекторские агентства в Минске», то поисковик выдаст вам около десятка юридических фирм. На ресурсе antikrisis.by отмечается: «Профессиональные коллекторы учитывают психологические особенности должника и с помощью грамотного использования норм законодательства создают вокруг неплательщика атмосферу постоянной напряженности и неопределенности, что психологически настраивает должника на скорейший возврат долга».

«Салідарнасць» набрала по указанному номеру, но разговора не получилось: «Этими услугами мы уже давно не занимаемся».

На сайте levpart.by указано, что агентство занимается коллекторскими услугами. Однако управляющий партнер адвокатского бюро «Лев, Шерстнев и Партнеры» Борис Лев это опроверг:

– Мы не занимаемся коллекторскими услугами, в нашем законодательстве понятие «коллекторские услуги» отсутствует. Мы занимаемся взысканием долгов, работаем с физическими и юридическими лицами. Действуем методами, которые предусмотрены законодательством. Система по взысканию долгов делится на три части: досудебная работа, работа по получению исполнительного документа и работа в рамках исполнительного производства. Как правило, досудебная работа – это переговоры. Зачастую проблема даже не во временных финансовых трудностях, а проблема в общении кредитора и должника. Из-за неумения общаться возникает неприязнь, психологические проблемы. В таком случае мы выступаем как посредники.

В других странах коллекторские агентства не только помогают кредитору вести переговоры с должником, но и выкупают у кредитора долг по низкой цене, добиваясь при этом взыскания с должника всей суммы. Кредитор, продавая долг, хоть и получает далеко не все причитающиеся ему деньги, но экономит силы и время.

Александр Пыльченко (юридические услуги lawyer.by) объяснил «Салідарнасці»:

– Рынка коллекторских услуг у нас как такового не существует. У нас совершенно иная ситуация, чем в России. У нас все по-другому: законодательная база, понятия у людей, менталитет. Когда-то пытались принять закон о коллекторстве, но в итоге его завернули. Спросите у компаний, которые дают в долг или в рассрочку, к примеру, у МТСа или «Пятого элемента»: даже если бы они хотели продать долги, то не смогли бы – у нас нет условий для этого.

Несколько месяцев тому назад «Экономическая газета» писала: у Минэкономики есть понимание необходимости скорейшего принятия закона о коллекторских организациях, но Минюст в свое время посчитал это нецелесообразным. Опасения обосновывались, в том числе, тем, что он может негативно отразиться на гражданах, против которых будет действовать «узаконенный рэкет».

При этом многие субъекты хозяйствования полагают, что коллекторские организации могли бы оказать весьма значительную помощь в решении вопросов невозврата долгов, тем более речь в большинстве случаев идет о юридических, а не физических лицах.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)