Филин

Ирина Дрозд

Усов: «Гуманитарный коридор в отношении белорусов должен быть организован так, как ЕС организовал его в отношении украинцев»

 Политолог — о том, есть ли шансы на спасение у белорусов в случае призыва их на войну.

Накануне стало известно о том, что О*ис Тихановской ведет переговоры на случай полноценного вступления Беларуси в войну против Украины. Об этом заявил советник офиса Франак Вячорка.

В частности, он отметил, что со стороны западных партнеров пока нет готовности открывать гуманитарные коридоры, но переговоры об этом уже ведутся.

По словам Вячорки, прорабатываются варианты, чтобы спасти как можно больше людей на случай, если ситуация начнет эскалироваться.

Может ли идея об открытии гуманитарного коридора из Беларуси претвориться в жизнь, Филин обсудил с политологом Павлом Усовым.

Павел Усов

— Если в Беларуси закроют границы, никакого гуманитарного коридора в принципе открыть будет невозможно, — уверен политолог. — Единственный механизм, который может оставаться на экстренный         случай, это нелегальный переход границы с Литвой, Польшей или Латвией.

При этом данные государства должны взять на себя обязательства беспрепятственно пропускать белорусов на свою территорию, независимо от того, есть у них виза или нет, и обеспечивать им право на пребывание. Так, как это было в отношении украинцев.

То есть гуманитарный коридор в отношении белорусов должен быть организован так, как ЕС организовал его в отношении украинцев. Когда достаточно только паспорта, а виза необязательна. Если речь идет о гуманитарном коридоре.

Собеседник считает, что в случае призыва на войну белорусов особую поддержку в соседних странах должны получить мужчины, которые откажутся воевать.

— Эти страны могут взять на себя обязательства предоставить убежище людям, особенно мужчинам, которые бегут от мобилизации.

Для таких людей «проездным документом», визой может служить та самая повестка, которая доказывает, что человека хотят отправить на войну, а, значит, ему угрожает опасность.

Но о том, что будет оказана какая-то помощь, должно быть заявлено уже сейчас. Когда мы говорим о каких-то действиях, направленных на предупреждение и поддержку белорусов, спасающихся от войны, то механизмы этой поддержки должны быть озвучены странами, готовыми принимать этих людей, заранее, — полагает Усов.

При этом он не уверен, что у многих белорусов в настоящее время есть возможность открыть шенгенскую визу и заранее спокойно выехать из страны.

— Более того, в Беларуси для определенных категорий граждан существуют ограничения на выезд за границу. В их числе военнослужащие. Их, в первую очередь, коснется приказ идти на войну, и у них, в принципе, есть только один путь пересечения границы — нелегальный.

Таким людям особенно рискованно бежать, не имея гарантий, что их примет вторая сторона. Понятно, что в случае возвращения их обвинят во всем, начиная от госизмены до шпионажа.

— Представитель О*иса говорит о том, что для открытия гуманитарного коридора пока нет готовности со стороны западных партнеров. Очевидно, что с белорусскими властями на этот счет даже начинать переговоры бесполезно?

— Понятно, что в этих условиях гуманитарный коридор может быть открыт только со стороны Польши, Литвы или Латвии. Лукашенко никого выпускать не собирается.

— Некоторые эксперты считают, что альтернативой вынужденному нелегальному пересечению границы мог бы стать официальный безвиз между Беларусью и ЕС.

— С этим я согласен. Но здесь один момент. Конкретно эти страны, наши соседи, не могут сейчас ввести безвиз для белорусов по причине того, что это должно быть решение Евросоюза.

На мой взгляд, безвиз в отношении белорусов должен был быть принят давным-давно. Вообще, считаю, что в отношении белорусов должна проводиться такая же политика, как и в отношении украинцев.

Но из-за соучастия в агрессии белорусских властей граждан воспринимают как врагов для безопасности Украины и европейских стран.

Доходит до того, что в Литве стали появляться мнения о том, чтобы вообще закрыть границу с Беларусью и не впускать никого. Что ж, это было бы очень большим подарком Москве, Путин был бы счастлив.

Поэтому раз безвиз сейчас ввести не удастся, пусть у белорусов хотя бы будут гарантии того, что в случае ухудшения ситуации в военно-политическом плане, то есть начала мобилизации и закрытия границ, они, спасаясь, могут пытаться нелегально пересечь границу.

И их с той стороны не выгонят, а поддержат и сопроводят. Вот то, что должно быть сделано, то, что означает гуманитарный коридор в наших условиях.

И если этот вопрос не поднимать и не ставить перед европейцами уже сейчас, решать его никто не будет. Кроме нас наши проблемы никто озвучивать не станет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(39)