«Условия для повышения зарплаты еще не созданы»

Долгое время сотрудничество Беларуси и Международного валютного фонда ограничивалось технической помощью и обучением должностных лиц из Беларуси в области финансовой политики. Ситуация изменилась в минувшем году, когда правительство Беларуси обратилось в МВФ за стабилизационным кредитом. 12 января исполнительный совет Международного валютного фонда утвердил договоренность о кредите "stand-by" для Беларуси сроком на 15 месяцев на 2,46 млрд долларов. Первый транш кредита в размере 788 млн долларов уже поступил. Остальные деньги будут предоставляться на основании ежеквартальных обзоров.

Для того чтобы прокомментировать эту ситуацию, мы пригласили в студию Радио TUT.BY постоянного представителя Международного валютного фонда в Беларуси Наталию Колядину.

- Сейчас самый обсуждаемый вопрос - сможет ли Беларусь получить второй транш кредита МВФ. Ряд экспертов положительно оценивает такую возможность, более того, премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский вчера буквально заявил, что МВФ в ближайшее время уже выделит Беларуси транш в размере 400 млн долларов. Разделяете ли вы оптимистичные настроения белорусского премьера?

- Я настроена оптимистично, потому что обзорная миссия в целом прошла удачно, диалог был очень конструктивный и власти Беларуси, безусловно, приложили максимум усилий к тому, чтобы выполнить показатели на тестовую дату. Все показатели, кроме одного, были выполнены, и дальше диалог пошел относительно того, что Беларусь должна будет делать в дальнейшем, для того чтобы выполнить задачи программы, рассчитанные на 15 месяцев.

- От чего зависит решение, которое будет принято? Какие условия ставит МВФ перед нашим правительством?

- Условие заключается в том, чтобы достигнуть макроэкономической стабильности. Беларусь получила кредит в результате того, что в стране возникли серьезные проблемы с платежным балансом. Это означает, что страна не могла сбалансировать внешний счет, то есть платежи намного превышали приходившие поступления. Когда в прошлом году в сентябре - декабре разразился кризис, Беларусь была сильно им затронута, ведь исторически Беларусь имела достаточно низкие валютные резервы, которые и начали быстро сокращаться в эти месяцы. В связи с этим власти Беларуси обратились в МВФ с просьбой о программе. Эта программа была одобрена в январе. Задача ее заключается в том, чтобы с помощью валютной, денежно-кредитной и фискальной политики добиться стабилизации макроэкономики и, в частности, сократить дефицит по текущему счету платежного баланса, несколько нарастить золотовалютные резервы. Также у нас имеются определенные рекомендации в более долгосрочном плане с точки зрения того, какие структурные преобразования нужны экономике, чтобы вернуться к более высоким темпам роста.

- О чем вы так и не договорились с правительством Беларуси?

- На данном этапе недоговоренностей осталось очень мало, и это большей частью технические вопросы, которые, я полагаю, будут разрешены в ближайшие несколько дней.

- Правда ли, что МВФ настаивает на еще одной девальвации белорусского рубля?

- Во-первых, МВФ не ограничивает себя рекомендациями в области валютного курса и рассматривает экономику в целом. МВФ в данный момент не настаивает на разовой девальвации, но мы полагаем, что власти Беларуси должны полностью использовать те возможности, которые предоставлены валютным режимом, действующим в настоящее время в стране. Этот режим предполагает, что валютный курс будет более гибким и будет изменяться на протяжении времени.

В начале года девальвация была необходима, поскольку страна не могла поддерживать валютный курс. В данный момент ситуация несколько изменилась, но теперь возникает вопрос, как добиться того, чтобы Беларусь могла достигнуть положительных темпов экономического роста. В то же время страна не должна аккумулировать большой внешний долг. Если денежно-кредитная политика будет ослаблена, это приведет к определенной нагрузке на платежный баланс и золотовалютные резервы. Я просто хочу объяснить, что мы рассматриваем все эти вопросы в комплексе, но не в отрыве. И меня иногда удивляет, когда СМИ и просто публика объявляют, что они ожидают девальвацию в 20%. Я некоторых спрашиваю: почему в 20 процентов, почему не 25 процентов? Пока что я не получила этого ответа.

- То есть разовой девальвации от белорусских властей вы не требуете, но возможна ли плавная? Недавно встречалась информация и о плавной девальвации до 7%?

- Я не говорила относительно плавной девальвации. Задача номер один - полностью использовать существующий валютный режим. Поэтому я не вижу ничего особенного в том, что рубль сейчас опустился по отношению к паритету. Он может достичь своей нижней границы. Многое зависит от тех валют, которые находятся в корзине.

- Другой острый вопрос для населения - повышение заработной платы в бюджетной сфере. Правительство хотело увеличить зарплату бюджетникам, но МВФ якобы был против. Почему?
фото
- Это возвращает нас к четырем секторам экономики: налогово-бюджетному, денежному и реальному секторам, а также платежного баланса. Задача макроэкономической стабилизации включает в себя повышение конкурентоспособности экономики, и эта конкурентоспособность зависит во многом от относительных трудовых затрат, от того, как белорусские затраты могут быть сравнены с трудовыми затратами ваших торговых партнеров. Согласно расчетам наших экспертов в прошлом году и в начале этого года, затраты были выше, чем у ваших торговых партнеров. В связи с тем, что российский рубль в начале года опустился по отношению к доллару, а белорусский рубль повысился, и это ухудшило конкурентоспособность товаров. Поэтому в данной ситуации я целиком поддерживаю меры правительства по тому, что белорусский рубль опустился в пределах валютного коридора на 4% ниже паритета, и в то же время меры, принимаемые правительством по сдерживанию роста на затраты труда. Бюджетникам зарплаты не могут быть повышены, потому что затраты на заработную плату в бюджетном секторе очень сильно коррелируют с заработной платой в остальных секторах экономики. Это как раз приведет к росту трудовых затрат и, соответственно, к понижению конкурентоспособности экономики. Поэтому, повторюсь, пока условия для повышения заработной платы бюджетных работников либо в других отраслях экономики еще не созданы, и вы можете видеть это по последним статистическим данным: платежный баланс за первый квартал оказался отрицательным в значительной степени, и торговый баланс за январь - апрель, который был опубликован недавно, улучшился незначительно.

- В недавнем интервью, касаясь планируемой правительством Беларуси налоговой реформы, вы выразили поддержку планируемых мер. Вы полагаете, повышение НДС не вызовет роста цен?

- Я полагаю, что повышение НДС не вызовет инфляции, и мне бы хотелось объяснить, что я имею в виду. Существует разовое повышение цен и существует инфляция. Инфляцию, по существу, определяет денежно-кредитная политика - то, насколько доступны деньги в экономике. Что касается изменения налоговых ставок, они могут оказать влияние на одноразовое повышение цен, на повышение уровня цен, но инфляция после этого не изменится. Я не могу сказать, будет ли одноразовое повышение цен. Но я настроена оптимистично, потому что данное решение правительства предполагает, что ряд налогов будет отменен, в частности будет отменен налог с оборота, который обладал так называемым каскадным эффектом, когда налог практически рассчитывался на уже существующий налог. НДС лишен этой проблемы. Но мне представляется, что эффект если и будет, то минимальный. Кроме того, существуют такие примеры, когда в некоторых странах НДС повышался, а цены падали. Другой вопрос - это то, что повышение НДС, который является налогом на потребителя, при жесткой денежно-кредитной политике может даже сократить внутренний спрос.

- По-вашему, к каким положительным результатам приведет выполнение нашим правительством всех требований МВФ, таких как снижение курса белорусского рубля, неповышение заработной платы работникам и так далее?

- Очевидно, вы спрашиваете меня о тех задачах, которые должна выполнить программа в течение 15 месяцев. И задача заключается в том, чтобы стабилизировать макроэкономику, в частности обеспечить улучшение текущего счета по платежному балансу, обеспечить стабильный приток ресурсов страны через капитальный счет, через счет по финансовым операциям, обеспечить сбалансированность бюджета и достаточно жесткую денежно-кредитную политику, которая в конечном итоге поможет понизить инфляцию и приведет к экономическому росту.

- Как, по-вашему, во время кризиса ведет себя белорусская экономика в сравнении с другими экономиками? Умело ли белорусское руководство справляется с возникшими сложностями?


- Во время кризиса очень сложно управлять экономикой, потому что постоянно возникают незапланированные ситуации. Глядя на то, как выполняется программа, я считаю, что белорусские власти хорошо управляют экономикой. Практически все показатели были выполнены. В данный момент сделан первый шаг к стабилизации экономики, и возникает вопрос, как укрепить это так, чтобы экономика не "сползла" назад.

- Какой показатель не был выполнен?

- Я не хотела бы останавливаться на этих деталях до того, как второй обзор будет завершен и утвержден Советом директоров МВФ. Теперь вопрос в том, как экономика Беларуси сможет встать на ноги и в дальнейшем развиваться самостоятельно без поддержки МВФ либо с его минимальной поддержкой. Беларусь вынуждена начинать либерализацию экономики и структурные преобразования, а как показывает практика, структурные преобразования требуют длительного времени, и это самые сложные реформы.фото

- Заметны ли уже со стороны эти реформы?

- Заметны некоторые реформы, в частности, белорусские власти сделали некоторые шаги в области либерализации цен. Например, был отменен потолок роста месячных цен, были либерализованы установления кредитных ставок по кредитам корпорациям. Насколько я знаю, делаются определенные шаги в области ускорения приватизации. Мне представляется, что это реальные шаги, и вопрос в том, насколько они будут решительными.

- Как бы вы прокомментировали высказывание министра финансов России Кудрина, который обсуждал в Минске формы сотрудничества МВФ и правительства Беларуси? Насколько объективной была его оценка?

- Господин Кудрин говорил о том, что Беларуси не стоит быстро накапливать внешний долг. С нашей точки зрения, внешний долг и долг правительства Беларуси достаточно низки, и дополнительные заимствования не представляют значительных рисков для погашения этих долгов. Более того, перед тем, как предоставить любую программу, МВФ рассматривает, сможет ли страна при выполнении программы погасить долги Фонду. И поскольку Фонд пошел на эту программу и выдал первый транш, то мы убеждены, что Беларусь будет в состоянии погасить долги. С другой стороны, я понимаю озабоченность господина Кудрина, потому что в ряде случаев многие страны накопили внешние долги очень быстро и потом испытывали трудности при их погашении. Но в данном случае мы возвращаемся к вопросам о структурных преобразованиях, и если они будут достаточно решительными, то это поможет экономике расти быстрее и облегчит обслуживание внешнего долга.

- В нынешней экономической ситуации критичен ли внешний долг Беларуси?

- Нет, он не критичен. Существует определенный "потолок", пересекая который страна попадает в группу, у которой долг становится критичным. Беларусь в данный момент не относится к этим странам.

- Каким может быть этот потолок?

- Он зависит от уровня институционального развития. Для стран со средним уровнем институционального развития он составляет обычно 40-45% от ВВП.

- В нынешних условиях ряд государств вводит протекционистские меры, кто-то, по сути, закрывает границы для доступа товаров. Вы согласны с подобными инициативами?

- Нет, я не согласна с этими инициативами по одной простой причине: закрытие границ никогда не помогало стране выйти из кризиса и добиться устойчивых темпов экономического роста. Если маленькая страна, как Беларусь, закрывает границы, это значит, что она переходит в какой-то степени на самообеспечение; значит, конкуренция уменьшается, предприятия, находящиеся на территории страны, не конкурируют с внешним миром, затраты повышаются, и это снижает экономический рост.

- Что же делать, если соседи закрывают свои границы?

- С соседями нужно договариваться.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)