Комментарии
Ярослав Романчук, naviny.by

Удовлетвористы

Мало в Беларуси отличников. Они в любой стране в дефиците. Немного среди наших соотечественников хорошистов. Для этого уровня знаний и жизни нужно пахать, потеть, пыхтеть — и делать это не один месяц, а десятилетиями. Лениво, напряжно, да и много примеров, когда такой тяжелый труд заканчивался государственным грабежом, обесценением вкладов и конфискацией бизнеса.

Большинство белорусов не хорошисты, тем более не отличники. Они удовлетвористы. Уровень благосостояния — на крепкую троечку (по пятибалльной шкале). Мы никогда не опустимся до среднеафриканского уровня. У нас никогда не будет таких очагов нищеты, как в Азии или Южной Америке, но и имущественный выпендрёж белорусам ни к чему. Власти и без профсоюзов, забастовок и электоральных пенделей повышают зарплату. Плюс «левые» доходы, трансферты от родственников-гастарбайтеров, дачно-огородное хозяйство — и жизнь проходит размеренно и памяркоўна.

Беларуская акуна матата

Не брать до головы, пропускать мимо ушей, не задавать лишних вопросов — вот белорусская акуна матата. Наверно, поэтому в Индексе негативного опыта Гэллапа (измерение того, как часто люди испытывают стресс, гнев, физическую боль и беспокойство) Беларусь занимает одно из самых лучших мест в мире. При среднемировом значении 27% в Беларуси — всего 21% населения регулярно испытывают негативные эмоции.

Не омрачает светлое настоящее и радужное будущее белорусов высокая инфляция. Разговоры про складские запасы, резкий рост внешних долгов, даже бесхозяйственность и коррупцию не обременяют мозг удовлетвористов. У них не болит сердце по поводу того, что Беларусь является одной из самых пьющих и курящих стран мира, что почти каждый второй брак распадается (в 2013 г. на 1000 браков 414 разводов). Рыхлость института семьи не удручает белорусов. Лишь бы хорошисты и отличники своими амбициями и «творческим разрушением» не спугнули их частно-государственную гармонию.

Самыми позитивными странами мира в 2013 г. стали Кыргызстан и Узбекистан — 13%. В группе оптимистов, которые научились управлять гневом, стрессом и беспокойством, оказались казахи (16%), россияне (17%), туркмены (17%) и новозеландцы (19%). Гораздо больше американцев, немцев, французов и жителей развитых стран испытывают негативные эмоции, чем белорусы.

Деньги или состояние фондового рынка здесь не главное. Отсутствие полноценного фондового рынка в Беларуси — это как запрет на въезд в биосферный заповедник на автомобиле: нельзя нарушать внутренний баланс белорусов-удовлетвористов шальными финансовыми индексами и котировками. Они вполне удовлетворены государственной системой Br-рублевых депозитов. Положил — и забыл.

Не надо морочить голову вопросами об устойчивости банков, платежном балансе и валютных резервах. Об этом позаботился Лукашенко. Социальный прогресс, скорость движения вперед зависит от поступи вожака. Когда Всемирный банк относит Беларусь в группу стран с доходом выше среднего и оценивает ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ппс) на около $ 17 тысяч, оснований для вотума недоверия вожаку-президенту у белорусов-удовлетвористов нет.

Не Белстат, Администрация президента или Совмин назвал Беларусь страной среднего класса, а Всемирный банк. В докладе «Кризис доверия обостряет экономические проблемы России». № 31. Март 2014» доля среднего класса в Беларуси оценена на 80% от общей численности населения. Критерием для отнесения человека к среднему классу Всемирный банк взял душевое потребление домохозяйства 10 или более долларов в день в пересчете по ппс в неизменных ценах 2005 года.

Вот так тихой сапой, дружными рядами белорусы стали прогрессивной социальной группой, которая, по мнению Всемирного банка, ОЭСР и многих мозговых центров, будет менять облик планеты в XXI веке.

Белорусы, в принципе, не против перемен, но они предпочитают спросить у своего вожака, куда и как нести свой и наш общий драгоценный «хрустальный сосуд». Они не спешат проявлять инициативу, бежать впереди паровоза и искать своё новое счастье в бурных водах покрытого мраком будущего.

Семейный расклад

В Беларуси на начало 2014 г. было 3873,14 тысячи домашних хозяйств. Средний размер семьи за последние десять лет сократился до 2,4 человека. Домашние хозяйства из одного человек составляют 1,15 млн. или почти 30%, из двух — 1,08 млн. (28%), из трех — 854,2 тысячи (22%), четырех — 538,4 тысячи (14%), из пяти и более — 250 тысяч (6,5%).

Белорусская семья перестала быть местом передачи опыта, знаний, моделей поведения от поколения к поколению. Школа и университет превратились в конвейер по штамповке аттестатов и дипломов. Отличники здесь быстро получают унизительные клички «задрот» или «ботан». Интернет — тоже явно не то место, где прививают культуру достижения отличников. На государственной службе, казенных заводах и фермах выскочкам-инноваторам, у которых горят глаза и чешутся руки что-нибудь такое новенькое внедрить, быстро указывают на место в сплоченных серых рядах.

Вожаки белорусов-удовлетвористов создали систему их воспроизведения. Себя они учат иначе. Своих детей они по полной программе готовят в престижных иностранных университетах и обкатывают в серьезном бизнесе. Для новоиспеченного белорусского среднего класса не нужны разные там гарварды-шмарварды. Они довольствуются белорусскими корочками, чтобы можно было соседям, конкурентам и бабушкам похвастаться, что «мои дети тоже вучоные».

Белорусское общество среднего класса, тем не менее, с удовольствием потребляет государственные льготы. В 2013 г. 33,4% семей заявили о наличии льгот и выплат. Больше всего льгот приходится на транспорт (16,2%) и на лекарства (12,2%). В семьях, имеющих детей до 18 лет, льготы получают аж 39,7%. Зачем тратить свои кровные, если государство предлагает бесплатно?

Правительство рекомендовало населению потреблять. Оно особо не сопротивлялось. В 2013 г. по сравнению с предыдущим годом денежные расходы домашних хозяйств в номинальном выражении увеличились на 36% при среднегодовой инфляции 18,3%. Это не так бурно, как было в 2012 г. (рост на 80,5% при инфляции 59,2%), но всё равно интенсификация консумеризма впечатляет. Ни американцам, ни британцам, ни даже итальянцам при их скидках такие темпы роста денежных расходов не снились.

Из общей суммы денежных расходов в 2005 г. потребительские расходы составляли 84,6%, расходы на личное подсобное хозяйство — 1,9%, на вклады и сбережения — 6%. В 2013 г. на потребление шло 73,8%, на личное подсобное хозяйство — 1,3%, вклады и сберережения — 11,3%.

Заметим, что в структуре денежных расходов 20% самых бедных белорусов доля вкладов и сбережений в 2013 г. составила 6,7%, а у 20% самых богатых — 13,1%. Получается, что созданная белорусскими властями Br-рублевая денежная пирамида стала инструментом перераспределения ресурсов в пользу богатых. Если учесть, что 20% самых состоятельных в 2013 г. тратили еще 7,5% своих денежных расходов на недвижимость, а у 20% самых бедных эта доля составляет всего 1,2%, то режим выкачивания денег от бедных и передача их богатых проявляется еще рельефнее.

Белорусы-удовлетвористы беззаботно следовали наказам вожака. Он повышал им зарплаты и пенсии, а они увеличивали внутренний спрос. Это, соответственно, шло в рост ВВП. Вторая часть повышенных денежных доходов шла на Br-рублевые вклады, на стабилизацию белорусской финансовой системы. Опять же, как Лукашенко и Нацбанк просили. Правда цена зазывания лишних денег оказалась очень высокой, и сейчас белорусские власти её активно снижают.

Белорусов вполне удовлетворяет структура потребительских расходов. Если в 2005 г. расхды на ЖКУ составляли 9,1% потребительских расходов, то в 2013 г. эта доля снизилась до 4,4%. Для сравнения, в развитых странах, где действуют законы рынка и в инфраструктурных отраслях, она варьирует от 17% до 25%. А тут такой щедрый подарок от государства. Вот белорусы и выражают своё глубокое удовлетворение.

Оно полностью перекрыло желание задать вопрос, почему белорусы тратят на продукты питания 37,1% потребительских расходов, а в группе 20% самых малообеспеченных — 45,6%. И здесь мы отмечает скрытую систему перераспределения ресурсов в пользу 20% самых богатых. Поскольку многие продукты питания у нас продаются по ценам выше мировых, то чем больше их покупаешь, тем больше дотируешь с/х производителей или тех, кто снимает наибольшую прибыль в цепочке от производителя до потребителя.

20% самых богатых тратят на продукты питания только 30% своих потребительских расходов. При этом они могут позволить себе привозить более дешевые продукты питания из соседних стран. А вот на жилищно-коммунальные услуги 20% самых бедных белорусских семей тратит 6,3%, а 20% самых обеспеченных — только 3,2%. Поскольку у богатых квартиры и дома больше, поэтому через перекрестное субсидирование государство дотирует их больше, чем бедных.

Белорусы-отличники могли бы устроить скандал по этому поводу. Мол, как это в социально ориентированном государстве богатые получают больше льгот, преференций и выгод от проводимой экономической политики, чем бедные, но белорусы-удовлетвористы их не поддерживают. Их и так неплохо кормят да еще и средним классом называют. Престижно ведь быть в авангарде перемен в мире.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)