Образование без границ

Марина Михайлова

«Учиться в Чехии мне понравилось, не пожалела ни разу»

«Салiдарнасць» узнала у выпускницы чешского университета об особенностях учебы, сложностях и перспективах получения образования в этой стране.

Что вы сходу можете вспомнить о Чехии? Богемское стекло, Карловы Вары, знаменитое пиво, запоминающаяся архитектура, Вацлав Гавел, знаковая для Беларуси первая печатная книга — Библия Франциска Скорины?

А еще, согласно прошлогоднему Индексу уровня образования от ООН, Чехия входит в топ-20 стран мира с лучшим образованием. В новом выпуске спецпроекта «Образование без границ» мы узнали у выпускницы чешского университета об особенностях учебы, сложностях и перспективах.

Татьяна (им собеседницы изменено — С.) и ее семья переехали в Чехию, когда девушке было 15 лет. Здесь беларуска окончила англоязычную школу по международной программе бакалавриата IB. После школьного выпускного выбор стоял между четырьмя ВУЗами, где на тот момент преподавание было также на английском: Нью-Йоркский университет, англо-американский, университет Метрополитена и Карлов:

— Факультет Liberal Arts and Humanities, куда я хотела поступать, в Карловом университете, к сожалению, был платным, поэтому вы выбирали в основном по средствам — какое учебное заведение сможем «потянуть», — вспоминает беларуска. — Таким образом, выбор пал на Англо-американский университет (Anglo-American University, старейший частный университет в Праге, основанный в 1990-м— С.).

Карлов университет — самый крупный и известный ВУЗ Чехии (здание философского факультета)

На чешском бесплатно

Точнее, теоретически выбор высшего образования был гораздо шире — в Чехии порядка 70 университетов, как частных, так и государственных. Но бесплатно студенты-иностранцы могут учиться лишь в том случае, если подтвердят знание чешского языка (не ниже B2).

В ином случае можно учиться на английском, но платно. К тому же Татьяна окончила университет до событий 2020 года и не столкнулась с визовыми ограничениями и верификацией, через которую пришлось проходить студентам-беларусам в последние годы.

— Есть случаи, когда студент учится на английском бесплатно, если выигрывает стипендию или получает грант, — но, как правило, такие гранты предоставляются третьей стороной. Например, лет десять назад один такой альянс предоставлял гранты студентам из Беларуси для поступления в международный университет.

Помимо знания языка, продолжает Татьяна, абитуриенту необходимо собрать определенный пакет документов, от копии аттестата до квитанции об оплате вступительных экзаменов.

— Но мне в определенной степени повезло, поскольку был на руках международный бакалавриат — IB-диплом, и это была гарантия поступления. Диплом давал необходимые баллы, причем у каждого университета своя шкала: минимум 24, максимум — 45 баллов. В моем случае университету было достаточно самого наличия диплома, баллы не имели значения. Также нужно было пройти интервью с ректором факультета, написать резюме и внести регистрационный сбор в районе $50 — и в течение месяца приходит ответ.

Год обучения обходился семье Татьяны примерно в $7 тысяч. Но тут также нужно учитывать нюансы. Так, помимо обязательных предметов по профилю, каждый студент может взять себе еще учебные курсы по выбору — сколько он в состоянии оплатить и, собственно, изучить и сдать.

То есть расписание учащийся формирует самостоятельно, и в зависимости от финансовых возможностей и интенсивности учебы, можно закончить ВУЗ за три года, а можно — за шесть или даже больше (последний вариант, например, выбирали те, кто совмещал учебу и работу или хотел задержаться в стране по студенческой визе и быстрее податься на ВНЖ Чехии).

Все фото предоставлены собеседницей

— Я для себя спланировала так: три дня были полностью посвящены учебе, два — свободных, их можно было посвятить хобби, занятиям спортом, встречам с друзьями. Потом какое-то время перераспределила нагрузку на полдня, чтобы вечер оставался для себя — в общем, все зависело исключительно от того, сколько нагрузки ты можешь на себя взять.

Скидок за отличную учебу в частных ВУЗах не предусмотрено, зато, говорит Татьяна, были гранты — например, на различные диаспоры:

— У нас был студент из рома, который получил грант Scholarship, покрывающий и обучение, и проживание. Но количество таких стипендий всегда было очень ограничено, два или три человека в семестр, а желающих на эту поддержку было очень много.

«Было много теории, но не хватало практики»

— Я закончила учебу за три года: набирала максимальное количество предметов, какое только могла. Выбор, надо сказать, был очень широким, начиная от иностранных языков, искусства фотографии, теологии — на любой вкус и цвет.

Единственное, что могу отнести к недостаткам — у нас было много теории, и в общем все предметы по делу, но не было конкретной практики, за исключением последнего семестра, когда обязательно нужно было самому найти медиа для практики, что было достаточно проблематично — все-таки англоязычных СМИ в Чехии очень мало.

Насколько важна для студента в Чехии посещаемость? По словам Татьяны, во многом это зависит от преподавателя: кто-то проводил перекличку и отмечал присутствующих в начале пары (привет беларусским ВУЗам), кто-то вовсе не контролировал присутствие на лекции — главное, чтобы студент сдал предэкзаменационные тесты по предметам и саму сессию.

То же самое относится и к взаимоотношениям преподавателей и учащихся: большинство педагогов вели себя дружественно и уважительно, кто-то с удовольствием ходил со студентами выпить пива после пар или организовывал совместные походы в горы.

Распространенного на постсоветском пространстве подхода, когда преподаватель — царь и бог, а студенты — маленькие человечки, — беларуска не припоминает вовсе. Отношение принципиально иное: в европейском университете студент — такой же взрослый и равный, как преподаватель.

— Думаю, это в том числе потому, что обучение платно и цена достаточно высокая: если бы были прецеденты некорректного поведения, студенты могут просто уйти в другое учебное заведение.

Еще один любопытный момент —в чешских университетах на лекциях нет разделения по курсам и группам, и часто на занятиях присутствуют студенты разных возрастов, выбравшие для себя тот или иной предмет.

И, конечно, академическое сообщество Чехии интернационально. И преподаватели, и учащиеся приезжают из самых разных стран — помимо беларусов и украинцев, вспоминает Татьяна, с ней вместе учились граждане Казахстана и Таджикистана, американцы, англичане, индусы, скандинавы, итальянцы…

— Разве что чехов было меньшинство — у них все-таки выбор, куда пойти учиться, шире, и государственные ВУЗы бесплатные.

Такая же свобода у студентов и при выборе темы диплома: никаких утвержденных списков и желаемых тем нет, каждый может выбрать сам, — и не только тему, но и куратора, с которым хотел бы написать эту работу.

Татьяна исследовала, как освещалась аннексия Крыма в беларусских СМИ — и самым сложным оказалось как раз выбрать преподавателя, который был бы вовлечен в этот вопрос.

Помог преподаватель основ журналистики, сам главный редактор медиа — и на то время еще возможные поездки в Беларусь, где в архиве беларуска сравнивала публикации независимых и государственных СМИ, а потом все это переводила на английский и обсуждала с куратором.

«Для студентов проезд обходился практически в два раза дешевле»

— За время учебы я побывала в двух разных корпусах. Первые два года —  это  было здание мальтийской церкви, которое наш университет арендовал (помещения, конечно, изначально не были приспособлены для учебы, но обстановка впечатляла, и постройка очень красивая снаружи и внутри — чувствовался дух истории и даже некоторая сказочность, как в Гарри Поттере).

А потом университет переехал уже в собственное здание, меньше чем в километре от первого адреса — и это тоже было очень красивое место, древнее, с винтажными лестницами и скульптурами в холле — словно музей.

При этом там провели реконструкцию, и несмотря на несовременный стиль, мебель, двери, туалеты и так далее, — все было новенькое и выглядело чудесно.

Общежитие у нас не предоставлялось, каждый выбирал сам, где жить — я так вообще все это время жила с родителями. Но многие мои друзья рассказывали, что жили в интернате, в так называемых дормах по 2-3 человека в комнате, и условия были достаточно приличными — без общих туалетов и кухонь, которых так много в беларусских интернатах.

(По данным Prague Education Center, на сегодня у студентов есть выбор между арендой квартир, хостелов, а также университетскими и частными общежитиями, от эконом- до премиум-класса — С.).

Кроме того, добавляет Татьяна, если вы учитесь в любом университете Чехии, вам предоставляется так называемая «карта студента» ISIC— она подтверждает статус студента как в стране, так и за ее пределами, а еще дает приятные и нужные бонусы — например, на транспорт, питание, технику.

— Ты получаешь право на проезд со скидкой, на бесплатное посещение музеев, галерей, различных ивентов. В целом, это достаточно удобно — насколько я помню, проезд обходился практически в два раза дешевле.

***

— В целом, учиться в Чехии мне понравилось, не пожалела ни разу. Сетовать можно разве что на недостаток практики, но общие знания позже пригодились. К тому же чешский диплом котируется и в Европе, и в США, его не нужно нострифицировать дополнительно.

И в будущем, мне кажется, было бы очень здорово внедрить в беларусскую систему образования европейский опыт —начиная с того момента, где человек сам себе выбирает хотя бы учебное расписание и планирует день.

Когда ты задействуешь критическое мышление, нет приказного тона и ты делаешь что-то не потому, что так нужно, а потому, что ты это сам решил. Это ощущение, которого в принципе не хватает в Беларуси во многих сферах.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(11)