Экономика
Ольга Шандора, ”Аргументы и факты”

У СНГ нет иммунитета к американским экономическим болезням

Ведущие эксперты анализируют мировой финансовый кризис и его последствия для стран СНГ.

ЕЩЕ вчера доллару предрекали плохие перспективы. За последние два месяца он значительно поднялся в цене по отношению к другим ведущим валютам. Когда происходит укрепление валюты одной конкретной страны, принято говорить об улучшении экономических показателей этой страны.

Однако в данном случае приходится говорить скорее об ухудшении ситуации во всем мире, а не улучшении экономической ситуации в США. Цифры говорят о том, что мировая экономика не выработала иммунитета к американским экономическим болезням. Финансовый американский кризис и кризис самой большой в мире потребительской экономики (американской) — привел к замедлению экономического роста в других регионах мира. Спрос на сырье — нефть, цинк, медь и т. д. заметно упал. Только за последние 6 недель цена на баррель нефти упала на 22%. Цена на золото снизилась на 18%. И так по всем видам сырья. Снижение спроса и продолжающийся финансовый кризис (а именно — миллиарды уничтоженного капитала, который раньше участвовал в спекуляциях и взвинчивал цены) привели к стабилизации сырьевых цен и как следствие — к подъему доллара.

Краткосрочные колебания доллара — это удел валютных спекулянтов. Их не может предсказать никто. В долгосрочной перспективе прогноз на доллар не менялся — по подсчетам официальных экономистов, он будет продолжать обесцениваться. Но это — дело нескольких лет.

Что происходит с инфляцией?

В АМЕРИКЕ, как и во всем мире, стоимость жизни за последний год возросла непомерно. Цена на основные виды сырья и, следовательно, на потребительские товары, достигла таких высот, что потребитель этих самых товаров во всем мире стал задумываться и сокращать потребление. В США, например, каждая 5-я машина на заправке полного бака берет 100 долларов и больше по нынешним ценам. Обычные люди, живущие за зарплату, невольно задумаются перед тем как лишний раз куда-то съездить без особого дела. Каждый цент, на который повышается галлон бензина, забирает из экономики страны 1 миллиард долларов (те деньги, которые заплатили на бензоколонке, уже не отдадут на лишнюю пару обуви или изысканный ужин в ресторане) — всему есть предел.

Так произошло и с другими видами сырья — цена выросла настолько, что спрос упал. Рынок отрегулировал рост — цены замерли. Развивающиеся страны сокращают темпы роста своей экономики — и это не может не сказываться на сырьевых рынках.

Кому выгодно?

С ДРУГОЙ стороны, в инфляции есть и положительная сторона, особенно для тех, кто живет взаймы. Человек берет деньги в долг сегодня, а отдает ту же сумму завтра или послезавтра, когда инфляция съела покупательную способность этих денег.

Поэтому институт ипотеки и будет жить вечно — всегда есть кто-то, кому нужно купить недвижимость, с одной стороны, и кто-то, кому нужно вложить свои деньги.

Будущее рынка недвижимости?

КАК ни странно может кому — то показаться, рынок недвижимости Беларуси развивается по тем же законам, что и во всем мире. Как видится со стороны, делается много правильных шагов, хотя и медленно. Создается четкое впечатление, что общественное сознание постепенно отказывается от иллюзий и претензий иметь все и сразу и начинает понимать реалии жизни — для массового строительства нужны инвесторы, которым должны быть гарантированы их права. Права инвестора превыше всего — потому что именно инвестор приносит с собой востребованный продукт или услугу. Ипотека востребована и поэтому безусловно будет развиваться. И именно в том направлении, в котором ее понимает инвестор, а не тот, кто желает просто иметь бесплатное жилье. Именно спрос на такие финансовые услуги и понимание того, как это работает, формирование позитивного общественного сознания и приведет к тому, что институт ипотеки станет полноценным и работающим, а это привлечет массового инвестора в страну, позволит решить вопрос с жильем и сформировать полноценный вторичный рынок.

Ольга Шандора — управляющий партнер частного инвестиционного банка в Нью-Йорке. Владеет консалтинговой компанией, занимающейся вопросами фондового рынка в Восточной Европе. В течение пятнадцати лет — работа в ведущих инвестиционных банках Wall Street. В прошлом — вице-президент нью-йоркского отделения UBS. Живет и работает в Нью-Йорке, периодически навещая Беларусь.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)