Жизнь (не)обыкновенного белоруса
Татьяна Гусева

«Ты белорус, но ты же не скотина!»

В рамках проекта «Жизнь (не)обыкновенного белоруса» уроженец Барановичей, который прославился на шоу «Рассмеши комика», откровенно рассказал о том, чем отличается жизнь на родине и в Киеве.

Шоу на украинском телевидении «Рассмеши комика» стало звездным часом для белоруса Ивана Казака. После двух выступлений его пригласили в «Квартал-95» сценаристом. Теперь смешить людей – его работа.

На шоу «Рассмеши комика» Иван пришел для того, чтобы заработать денег. В первый раз он «нашутил» на 50 000 гривен, во второй – сорвал банк – 100 000 гривен.

– Я вообще удивлен, что выступление принесло узнаваемость, – говорит Иван.

Он признается, что к известности не стремится, потому что видит обратную сторону славы:

– В Киеве общался в неофициальной обстановке с Потапом из дуэта с Настей Каменских. Я удивился, когда узнал, что ему 34 года. Он выглядит за 40. У Потапа за год 400 перелетов и 360 концертов. Это работа на износ. Я для этого слишком ленив.

Юмор кормит Ивана Казака уже больше двух лет. Полгода назад наш комик переехал в Киев

В «Квартале-95» вместе с Иваном Казаком работает команда белорусов

– Мне очень комфортно жить в Украине. Достойный заработок. Коллектив единомышленников. Очень свободная страна.

В Киеве можно перейти проспект не по пешеходному переходу в присутствии работников милиции, ГАИ – и тебе ничего за это не будет. Можно пиво пить, где хочешь.

В Беларуси я попадал в ситуации, когда переходил дорогу на красный свет. Светофор стоял там, где он в принципе не нужен. Машина раз в минуту проезжала. Но правила есть правила, и меня штрафовали за эту глупость.

В Киеве интересные заведения, яркие люди, много неформальных движений.

Много украинцев хотят переехать в Беларусь, за исключением молодежи. Для людей старшего возраста важны социально направленные проекты. Как, например, медицина, в которой у нас сохранились бесплатные услуги – наследие от СССР.

В Украине у стоматолога я оставил тысячу долларов за один зуб. На следующий день перезванивает менеджер клиники, спрашивает, как самочувствие, приглашает на профилактические меры. А у нас в поликлинике оказывают услуги, как будто им это в тягость, хамовато себя ведут. Врачи зачастую злые, потому что не получают достойных денег за свою работу.

Политики в Украине – это скорее деятели сцены, клоуны. К ним нет уважения. В Беларуси тоже власть не сказал бы, что уважают – ее боятся. А украинцы власти не боятся. Ты можешь подойти и сделать селфи с президентом, премьер-министром, мэром Киева. У нас же присутствует культ личности, где президент от народа за семью замками, на каком-то троне воображаемом сидит. В Украине можно критиковать и высказывать свое мнение. То, что у тебя есть такое право, подкупает.

***

Белорусские государственные медиа освещают только негативные вещи в украинской политике: посмотрите, мол, что такое государственный переворот и чем он чреват. Плюс у нас идут российские каналы с популяризацией русской культуры и русского хамства.

Начитавшись этих изданий и посмотрев телевизор, белорусы рассуждают о судьбах жителей соседней страны. Я не раз слышал, как наши люди радуются, что у украинцев такая ситуация. Мол, нечего было сваливать Януковича, теперь вот расплачивайтесь. Хотя, казалось бы, по-человечески должно было быть сочувствие, но оно подменяется злорадством.

Украина в осуждениях не нуждается. Ей нужны помощь, сочувствие и поддержка.

***

На днях общались с подругой с университетских лет. Она спрашивает:

– Ты за кого? За украинцев или россиян?

Что значит за кого? Я ей написал, что не понимаю самого вопроса.

– Ну как ты считаешь, в данной ситуации, кто прав?

Я думаю, если люди друг друга убивают, значит, политики не выполняют свою работу.

Я смотрел страшное видео, на котором в машину грузят тела, руки… Ребятам по 18 лет. «Груз-200», который отправляют из Украины в Россию. Мне жалко людей, которые находятся в заблуждении и убивают друг друга, считая, что убийство можно чем-то оправдать.

Я ни за кого.

Думать надо о своей семье, о самореализации, о том, чтобы твоя семья была в безопасности, чтобы твои дети могли получить хорошее качественное образование, а не учились в наших ужасных вузах.

Я бы уехал, не оглядываясь назад. Все, что тянет человека, – это его друзья, воспоминания. Надо думать о будущем и ответственности перед своими детьми. Никому ты больше ничем не обязан: никакому государству, политику. И уж тем более не обязан кого-то за что-то убивать.

***

Наша власть очень жестко себя ведет. У нас полицейское государство, которое очень жестко реагирует на противодействие.

Надо деньги вкладывать не в милицию и силовые структуры, где тысячи дармоедов, а в университеты, театры, литературные вечера. Интеллектуал не поведется на информационные войны, лозунги, не поменяет книгу на ружье.

Когда власть начинает призывать к патриотизму – ей нужны солдаты, безмозглые 18-летние юноши, которые еще не пожили, не обзавелись привязанностями. И они берут ружья и толпами идут воевать. Возвращаются калеками…

Мне 29 лет, и я никогда бы не пошел воевать. Ни в коем случае. Я не хочу никого убивать.

***

Молодежь – беззащитная социальная группа. Какие условия со стороны государства созданы для того, чтобы молодой человек занялся спортом или, например, завел семью?

После школы молодой человек идет в вуз, потому что сейчас ты без высшего образования вроде как и не человек. Студенты – это безработные, которые живут за счет родителей. За 5 лет они привыкают к статусу содержанцев. Посмотри, что сейчас происходит: родители детей вплоть до своей смерти содержат!

Сколько наших людей уехали в Китай, США, Западную Европу... Потому что надоело, хочется нормальной жизни. Мы же все люди, у которых на определенном этапе появляется семья, дети, наши родители стареют и нуждаются в помощи.

Когда человек всю жизнь не может нормально содержать семью, путешествовать, видеть, как другие люди живут... Это постоянная тюрьма. Хуже всего, что это считается нормой, и люди отмели возможность что-то поменять – если не свою страну, то место жительства.

Не раз слышал, когда человек говорит, что он остается здесь, потому что патриот, и часто это оправдание собственной лени и отчаяния. Ты белорус, но ты же не скотина!

После университета я работал на заводе «Интеграл». Там атмосфера отчаяния, душевной тюрьмы, старости. Там было все что угодно, только не здравый смысл. Я понял, что эта обратная сторона, которую мне показывают, – это лицо всей белорусской экономики.

Талантливый предприимчивый человек уезжает отсюда: ему не надо бороться с системой и губить свою молодость. Моя однокурсница из Барановичей уехала в США, поработала там официанткой и осталась. Ей оставалось только диплом защитить, но она перечеркнула четыре года учебы в вузе. А потом я понял, что лучше быть там официантом, чем в Беларуси ученым. Это не значит, что она останется на этой позиции всю жизнь. Она потому и выбрала эту страну, что если ты чего-то стоишь, там это оценят.

У нас непонятно почему все не так. Вроде бы много умных людей, работящих. Но эта зависть, злость, неудовлетворенность. Не хватает чего-то для счастья.

В моих родных Барановичах атмосфера гробовая. Не хочу в это возвращаться. Там все всегда одинаково. Спросишь, какие новости: расскажут, что Лёха набухался и разбил руку.

Я не стыжусь, что я из Барановичей. При любой возможности говорю, где я родился и вырос.

***

Когда человек пашет землю в колхозе и делает это с удовольствием, для него лучше Беларуси страны нет. Бесполезно объяснять ему свои ценности, рассказывать о европейской культуре и других городах.

Смотришь на туристов из Европы, Японии, США – белозубых стариков, которые путешествуют семейными парами. Довольные, счастливые. У нас же старики в шесть утра встают, с рассадами едут на базары и заработанные деньги откладывают на похороны. Человек, отработавший всю жизнь в нашей стране, после 70 лет – нищий. На пенсии тебя выкинули на свалку, как биоробота.

В Беларуси человек в старости медленно умирает, а в Европе он старается черпнуть жизни большой ложкой и посвятить себя чему-то новому.

Я думаю, что интеллектуальный продукт и политический нейтралитет спасут нашу страну. Это принесет инвестиции. А будут деньги – будет самореализация, культура, кинематограф, театр, люди найдут себя здесь и не захотят уезжать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)