Общество
Мара Нальшанская, Еврорадио

Туристов возят в Чернобыльские районы за 45 тысяч

Чтобы привлечь туристов в Чернобыльскую зону, депутат Николай Сергиенко предлагает организовать там охоту, а заместитель руководителя управления физкультуры, спорта и туризма Гомельского облисполкома Вадим Кармазин говорит, что теперь там существует два разработанных туристических маршрута.

На днях депутат Николай Сергиенко, заместитель председателя постоянной комиссии по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользования белорусского парламента заявил, что Чернобыльская зона – перспективная для развития экотуризма.

Еврорадио решило узнать, что именно имел ввиду депутат.

Николай Сергиенко: “Во-первых, те районы нашей Беларуси, Гомельской и Могилевской области, которые теперь находятся в зоне загрязнения – это исторически сформированная уникальная сторона поймы Припяти. Это такое уникальное место заливных лугов. И там растет уникальная трава, там рыбные места, старицы... Это чудеснейшие лесные дубравы, грибные места.... Там много зверей, уникальных птиц и там, в этой тишине, они спокойно развиваются и так далее. Там есть, где отдохнуть, есть, что посмотреть, есть, чем порадовать глаз”.

По словам депутата, одни эти уникальные виды уже сами по себе тянут туда людей, в том числе и иностранцев. Однако в своих планах Николай Сергиенко пошел дальше – и предложил новый вариант использования Полесского государственного радиационно-экологического заповедника.

Николай Сергиенко: “Это места, где сегодня много зверей и дичи, на которую можно охотиться. Необходимо сделать нужный сервис для туристов, которые приезжают именно охотиться!”

Депутата не пугает радиация, ведь, по его мнению, настоящему охотнику не надо есть мясо убитого животного. Основное наслаждение те получают от самого процесса.

Николай Сергиенко: “Настоящему охотнику, которых в мире много, ему не интересно мясо убитого животного или птицы. Ему интересен сам процесс охоты. Поэтому сегодня можно очень хорошо использовать даже непригодных в еду животных для этой охоты”.

Как рассказал Еврорадио Вадим Кармазин, заместитель руководителя управления физкультуры, спорта и туризма Гомельского облисполкома, на сегодняшний день есть два разработанных маршрута в Чернобыльскую зону, однако большим спросом они не пользуются.

Вадим Кармазин: “Могу сказать, что об этом много говорится, про чернобыльскую тематику в туризме, однако реальным спросом это не пользуется”.

Речь даже не может идти о количестве туристов в месяц:

Вадим Кармазин: “Какой месяц! Хорошо, если 5 человек за год приедет!”

Больше всего, по словам Кармазина, в Чернобыльскую зону ездят научные сотрудники, иногда – журналисты. Что касается иностранцев и экологического туризма, то настоящим спросом пользуются другие места Беларуси:

Вадим Кармазин: “Сейчас у иностранцев востребован экологический туризм в нормальные регионы: Полесье, национальный парк Припятский, заказники, санатории... А мы лезем туда, где туризма и быть не может по определению. Экстремальный туризм – это не ехать в антисанитарную зону! С этой тематикой нужно быть очень осторожным, чтобы не трубить со всех трибун, что у нас есть уникальный ресурс – Чернобыльская зона. Это наша беда! Беда, которая нанесла такие потери туризму, что мы еще лет 20 будем это ощущать”.

Немецкий турист, который в свое время посетил Чернобыльскую зону, рассказывает, что человек там за 22 года запустения стал чужим и ему больше нет места.

Немецкий турист: “Там действительно в течение этих 22 лет, которые природа живет своей жизнью, нет почти никакого влияния человека. И сказать, что там комфортно это, конечно, невозможно. Впечатления очень противоречивые. Конечно, природа за эти годы разрасталась там так, как нигде больше – ведь человека нет”.

Наш собеседник не знает, каким образом можно развивать экотуризм в белорусской Чернобыльской зоне, если там нет даже мобильной связи.

Немецкий турист: “Там нет никакой инфраструктуры, нет электричества, нет водопровода, нет дороги! Конечно, можно пробовать кататься на машине по этим дорогам, но сказать, что это наслаждение, язык не поворачивается. Во-вторых, для туризма нужны предпосылки безопасности, а их там нет. На белорусской стороне зоны нет сети мобильной связи. Поэтому, если вдруг что-нибудь случится, нельзя даже вызвать помощь!”

Однако у депутата Николая Сергиенко вопрос инфраструктуры не вызвала больших колебаний:

Николай Сергиенко: “Инфраструктуру можно создавать на чистых территориях. А сами эти экологические тропы для охоты, для туризма, для походов туда делать на загрязненных территориях. Их можно сделать так, чтобы они никакого вреда здоровью не наносили”.

Кстати, даже сегодня поехать в Полесский радиологический заповедник может каждый желающий, как белорус, так и иностранец. Цена будет зависеть от транспорта, который вы выберете, и от того, собираетесь ли оставаться на ночь. Примерно такая поездка без ночевки будет стоить 45 тысяч рублей. Во время посещения заповедника вас обязательно будет кто-то сопровождать – одному гулять там просто опасно.

“Белинтурист”: “Одни вы там ходить не можете, вас будут сопровождать сотрудники Академии наук”.

Несмотря на то, что поездки для туристов в Чернобыльскую зону организовываются, в гомельском “Белинтуристе” их воспринимают без особого энтузиазма:

“Белинтурист”: “Если искренно -- я против того, чтобы на нашем горе делали такие деньги. Сделана эта программа была исключительно для специалистов”.

Наш земляк Артем, который был в Чернобыльской зоне с украинской стороны, рассказал, что там каждого человека и каждую машину на выезде проверяют на радиацию, и если вдруг уровень повышен – сразу же проводится дезактивация. В зоне нельзя ничего есть, пить и сворачивать с дороги. Он считает, что Чернобыльская зона могла бы стать пригодной для экотуризма, однако не как забава, а как место, которое помогает немного иначе посмотреть на экологию и атомную энергетику.

Артем: "Я считаю, что да, это хорошо. И для зоны, и для людей, которые туда съездят. Я считаю, что это может изменить отношения человека и к природе вообще, и к атомной энергетике".

Артем добавил, что очень важно помнить, что это не место для пикников или экстремального туризма, а место величайшей экологической катастрофы человечества, и относится к нему нужно соответственно.

Неправильным кажется подход к Чернобыльской зоне как к месту для туристов и Вадиму Кармазину.

Вадим Кармазин: "Сначала мы на всю Европу говорили, какие мы несчастные, чтобы нам помощь дали. А теперь мы должны наоборот говорить, что у нас все хорошо, чтобы к нам приехали в Чернобыльские районы!"