Филин

Яна Соколова

Турарбекова: «Лукашенко вышел из истории с мятежом не победителем, а с меньшими негативными последствиями»

Политолог и историк — о последствиях прибытия вагнеровцев в Беларусь.

Александр Лукашенко подтвердил, что глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин прибыл в Беларусь.

— Как я и обещал, если вы хотите какое-то время у нас перекантоваться и прочее, мы поможем. Естественно, за их (вагнеровцев — Ф.) счет, — заявил Лукашенко 27 июня, выступая перед силовиками и провластными СМИ.

О дальнейший планах Евгения Пригожина и его наемников ничего пока не известно.

— Но, как Хренин говорит: «Мне бы такое подразделение в армии не помешало». Я согласен, — сказал Лукашенко.

Что означает для режима присутствие вагнеровцев в Беларуси, в интервью Филину рассказала политолог и историк Роза Турарбекова.

Роза Турарбекова

— Остается без ответа вопрос относительно количества вагнеровцев, которые прибывают в Беларусь, и будут ли они вооружены. В зависимости от того, какое будет количество и будет ли с ними оружие, дальше можем предполагать, что может произойти.

С моей точки зрения, для Лукашенко совершенно невыгодно оставлять их на территории Беларуси, если это будет большое количество людей от 8 до 10 тысяч, и если они при этом еще будут вооружены.

Как я понимаю, мои предположения уже подтверждаются, тяжелые виды техники они оставляют в России. По крайней мере, по тому, что говорит Минобороны РФ, сейчас якобы начат процесс передачи тяжелых видов вооружений. А что касается всех остальных видов вооружений — ничего не понятно.

Если вагнеровцы прибывают в таком количестве со стрелковым оружием, то это достаточно опасное явление. В каком статусе они будут находиться?

С моей точки зрения самый оптимальный и вполне реальный вариант: Беларусь может предоставить вагнеровцам коридор. То есть через территорию Беларуси будет организована их транспортировка в места, куда они запросят.

ЧВК «Вагнер» имеет контракты по всему миру, они выполняли определенные операции в Африке. То, что они делали в Украине, до этого они делали в Африке, в Сирии. Поэтому можно предположить, что их могут транспортировать туда. Тем более, что обострение в Сирии наблюдается.

В Африке вооруженных конфликтов тоже достаточно много, в Судане проблемы. Во всех этих странах они имели свои интересы.

Второй вариант — что будет с теми, кто останется на территории Беларуси. По всей вероятности их будут каким-то образом вписывать (как раз к вопросу о юрисдикции). Предположительно, они в качестве инструкторов могут тренировать белорусские силы специального назначения, делясь своим боевым опытом.

Но для этого не нужно много людей. Для этого не нужны 8-10 тысяч. Вполне достаточно до тысячи (максимум 2-3 тысячи) человек. Тогда ситуация совсем другая — управляемая, контролируемая со стороны силового блока Беларуси.

Есть еще возможность, связанная с тем, что вагнеровцам уготована роль личной охраны Лукашенко, запасного варианта для того, чтобы они защищали его в случае, если в Беларуси все посыплется.

Некоторые военные говорят, что Лукашенко не доверяет своей армии, может быть, поэтому он пригласил вагнеровцев. Но на самом деле, думаю, он их пригласил по настоянию Путина, скорее всего.

Поэтому Лукашенко вышел из этой истории не победителем, а с предполагаемыми меньшими последствиями, потому что в противном случае, если бы поход «Вагнера» продолжился на Москву, то была бы запрошена и, наверное, уже запрашивалась помощь беларусских вооруженных сил.

Вероятно, Лукашенко был поставлен перед диллемой: предоставлять беларусские вооруженные силы или эту ситуацию разруливать. Видимо, это каким-то образом это удалось. Не думаю, что Лукашенко это делал один, и я даже не очень уверена, что это делал он, а просто предоставлял определенное прикрытие.

— Выходит, когда Лукашенко заявил о приведении армии в полную боевую готовность — это не калиновцы его испугали, а это было сделано для возможной защиты Москвы от вагнеровцев?

— Может быть и так, а может быть вообще от того военного мятежа, который мог развернуться в России. Естественно, что Россия является более опасной для беларусской национальной безопасности, чем Украина и все страны НАТО вместе взятые.

Когда встал вопрос, что вообще все полетит в тартарары, то есть разваливается российское государство, естественно, для Лукашенко это был вызов.

Кто знает, какие силы пойдут на территорию Беларуси, в первую очередь, со стороны РФ? 25 тысяч до зубов вооруженных с тяжелым вооружением, с возможностью сбивать самолеты, вертолеты, танки, — это все крайне неприятно.