Комментарии
Анастасия Зеленкова

Три «козла»

А такая большая разница. Двое — в психушке, один — на высоком государственном посту. Три удивительные истории о том, как в Беларуси «ответили за козла».

История №1

На принудительное лечение в психиатрическую больницу отправил суд 79-летнего пенсионера Александра Лапицкого, признав его виновным в оскорблении президента, судей и других должностных лиц. Представитель Фемиды посчитал оскорбительным слова «козлы», «идиоты» и «отморозки», которые пенсионер использовал в своих письмах к чиновникам.

Александр Лапицкий критиковал судебную систему, отправлял обращения в прокуратуру, Администрацию президента и суды. 12 апреля его настиг «адекватный» ответ.

Впрочем, назови Лапицкий «козлом» своего соседа, ему грозил бы лишь штраф от 4 до 20 базовых величин. Но чиновники в уголовном законодательстве Беларуси стоят выше простых граждан — за оскорбление главы государства тут грозит срок до двух лет лишения свободы.

Лапицкому же «посчастливилось»: экспертиза показала, что у пенсионера имеется хроническое психическое расстройство и направила его на принудительное лечение.

— Он нормальный, вменяемый человек, — утверждал интервью naviny.by правозащитник Олег Волчек. — Я видел письма, которые он отправлял чиновникам. Действительно, там есть неоднозначные слова и выражения. Но я хочу сказать, что к нам в общественную приемную часто приходят люди с похожими обращениями. Правоохранительные органы, да и вся исполнительная власть иногда доводят людей до того, что они уже не могут сдерживать эмоций в своих обращениях.

Увы, эмоциональных «козлов» и «отморозков» простому пенсионеру не простили.

История №2

Как оказалось, «козлиная тема» не первый раз всплывает при упоминании белорусского руководства.

Эта история произошла еще в 2003 году. На жителя Несвижа — правозащитника Александра Крутого — завели уголовное дело по ст. 368 УК (оскорбление президента). Правоохранительные органы посчитали, что в листовках правозащитника, где было сказано, что «органы власти склоняются ко злу», содержится прямое оскорбление президента. И как правозащитник ни отпирался, утверждая, что словосочетание «склоняются ко злу» обозначает лишь «творят зло», о чем свидетельствует даже раздельное написание предлога «ко», милиция в лингвистических тонкостях разбираться не стала и завела дело.

Даже сам Крутой был удивлен, что представители правоохранительных органов узрели в этой безобидной фразе такой глубокий подтекст.

— Это так считает милиция, а я здесь ни при чем, — оправдывался он перед журналистами.

В итоге за чужую интерпретацию его слов правозащитник оказался за решеткой. В 2008 году он был признан виновным Несвижким судом в публичном оскорблении президента.

— Крутого нашли уже через несколько лет после выхода тех листовок, — рассказывал «Салідарнасці» в 2011 году правозащитник Алесь Беляцкий. — Его выловили и посадили. Несколько месяцев до суда он находился за решеткой. Правда, суд в итоге освободил Крутого от наложения наказания по медицинским показаниям.

Судебно-медицинская экспертиза установила, что Александр Крутой страдает параноидальной шизофренией. В итоге тот был направлен в медучреждение для прохождения стационарного лечения.

История №3

А это история уже совсем с другим концом. В апреле 2011 года СМИ облетела цитата, сказанная белорусским президентом Александром Лукашенко в адрес президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу.

— Что касается таких козлов, как Баррозу и прочих... Ну, кто такой Баррозу? Был какой-то Баррозу в Португалии, но выгнали его и устроили в Еврокомиссию. Я меньше всего смотрю, что где кто ляпнул из европейских чиновников. Их там тысячи, — заявил президент Беларуси.

И прокомментировал попытки введения экономических санкций против Беларуси:

— Просто негодяи. Поэтому я не хочу говорить о всяких Баррозу, других «козлах», «быках» и прочих…

Как известно после данного публичного заявления никаких судебных последствий для Александра Лукашенко не последовало. Как не последовало их и после других эмоциональных высказываний главы государства в адрес разных политиков, представителей интеллектуальной элиты и целых слоев населения, прозванных с легкой руки президента «вшивыми блохами», «отморозками», «кретинами» и «идиотами». В 2015 году он смог беспрепятственно переизбарться на новый срок и продолжить свои эмоциональные словесные упражнения.

Такие вот удивительно похожие истории с таким непохожим концом.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)