ТОП-5 любопытных фактов о пресс-турах российских журналистов
В день прибытия в Беларусь журналистов из российских регионов «Салідарнасць» вспомнила, какие перлы их коллеги выдавали о нашей стране, и как их подкупали чиновники.
«Можно было не потратить ни копейки!»
Российских журналистов, приезжающих в Беларусь в рамках пресс-туров, по традиции принимают по системе «Super All Inclusive».
Корреспондент «Липецкой газеты» Софья Вобликова, посетившая Минск в 2010-ом, вспоминала, что «при желании можно было не потратить вообще ни копейки».
– Когда я собиралась в Беларусь, то спросила у коллег из редакции, которые были в таком пресс-туре до меня: «Сколько денег брать, чтобы чувствовать себя комфортно?» И мне ответили: «Вообще можно не брать ни копейки». Когда они приехали в Беларусь и обменяли российские рубли на белорусские, то в конце поездки им пришлось всё менять обратно. Нигде в Беларуси мы ни за что не платили – ни за проезд, ни за проживание…
Кроме того, коллеги предупредили ее, что пресс-туры в Беларусь губительно сказываются на фигуре, мол, кормят по-царски.
По словам журналистки, ее и коллег расселили в гостинице «Планета» в одноместных номерах. Сама она жила одна в двухместном номере.
На всех предприятиях участникам пресс-тура дарили подарки, а после встречи с Лукашенко – отдельный набор презентов.
– В итоге, когда мы уезжали, это все было очень тяжело везти, а бросать было жалко… – сетовала журналистка.
Стоит ли удивляться, что после пресс-туров российская региональная пресса пишет о жизни в Беларуси репортажи и статьи в духе соцреализма!
«А где тут у вас диктатура?»
Журналистка газеты «Вечерний Северодвинск» Наталья Кологреева в первых строках своего материала призналась, что к «убежденным сябрам Бати» не относится, и назвала себя «чайником» решившим составить собственное мнение о белорусской действительности.
Вот несколько фрагментов из ее материала.
«Замначальника главного управления идеологической работы гомельского облисполкома Ирину Довгало вопросом про коррупцию в тупик не поставишь. Идеологи там на передовой борьбы за все, что хорошо, против всего, что плохо. Вместе читаем областную газету. «Глава государства дал согласие на освобождение от должности директора департамента геологии минприроды за совершение поступка, не совместимого с нахождением на государственной службе». За что в Беларуси летят у чиновников головы? Ирина Викторовна загибает пальцы: лоббизм, взятки, безнравственное поведение, халатность, непрофессионализм.
Иногда, рассказывают, кара настигает прямо с небес, когда вертолет эксцентричного президента неожиданно садится средь чиста поля и не дай бог что-то не в порядке… Зато и пряник всегда при нем. Лукашенко лично приезжает в сельхозрайоны вручать грамоты и ключи от «Жигулей» лучшим зоотехникам и механизаторам.
Советский стиль управления дает результаты. На встрече с председателем гомельского облисполкома (по-нашему губернатором) Владимиром Дворником был задан вопрос: «Откуда вы берете таких правильных чиновников?» — «Растим».
«Вернувшись из путешествия, мы с коллегой Ольгой Голубцовой периодически созваниваемся, делимся впечатлениями. И ловим себя на том, что есть, есть с Беларусью одна проблемка: что бы такого вспомнить плохого? Как бы критикнуть тамошний уклад?».
«Да, встречали отменно, чиновники вменяемые, президент стоит за народ, цветы растут, заводы работают, агрокомбинаты присоединяют земли и открывают собственные производства, технологии производства приближены к европейским, жилье, стадионы и аквапарки строятся, детская смертность практически на нуле, в сельских садиках детишки плещутся в бассейнах, продукты имеют вкус, цены ниже плинтуса, гастарбайтеров из Азии нет, но…
Белорусы недовольны зарплатой. В пересчете на наши рубли самая обычная там заработная плата – пять, шесть, семь, восемь тысяч. (Можно подумать, у нас таких цифр нет.) Власти признают – да, проблема. Оттого, мол, и уезжают в Россию или европейские страны ценные специалисты и рабочие. Правда, оглядываясь то и дело по сторонам, признаков глубокого кризиса и массового обнищания белорусов я не обнаружила».
«Ну, а диктатура, о которой так много говорили, говорят и, я уверена, будут говорить… Хотела поинтересоваться у мужичка на улице, мол, «а где у вас тут диктатура, милейший?» Но мужичок, разглядев мой положительный настрой на общение, стал наваливать из своего ведра только что сорванный виноград: «Из России? Кушайте, кушайте на здоровьице!»
До диктатуры дело не дошло».
«В Бресте сбылась мечта Ставрополя иметь ледовый дворец»
Слащавый тон и лубочная Беларусь – так о нашей стране пишут журналисты из российских регионов после каждого пресс-тура.
Газета «Ставропольская правда», 2007 год:
«По-хорошему можно было только позавидовать тому же Бресту и другим областным центрам. Там давно сбылась мечта Ставрополя иметь приличный спорткомплекс и ледовый дворец. Здесь есть и то, и другое, и еще много такого, что нам не снилось. В Белоруссии даже в самые тяжелые времена не закрылся ни один дом культуры или сельский музей»
Газета Правительства Москвы «Тверская, 13», 2011 год:
«Несмотря на временные экономические трудности, девальвацию белорусского рубля, промышленность и сельское хозяйство страны остаются на плаву, правительство оказывает многогранную социальную поддержку населению, укрепляет международные политические и экономические связи».
Журналист информационного издания «Югра-информ» Сергей Козлов, побывавший в прошлом году в Минске, кризиса не заметил.
«Какой кризис, если все работает? Работают все сельскохозяйственные предприятия, работают промышленные гиганты вплоть до «БелАЗа», заказы на продукцию которого расписаны уже на 2012 год. Да, сравнительно с Россией, здесь невысокие зарплаты, но и цены настолько невысокие, что становится понятным, почему жители приграничных районов России ездят в магазины Беларуси за продуктами».
Действительно, разве заметишь кризис, если тебя поселили в номере «люкс», отвезли в показательный агрогородок, а вечером накормили драниками с икрой и не исключено, что напоили. Заметим, все за счет бюджета Союзного государства!
«Выполнялись любые наши капризы!»
Отработанные на российских журналистах приемы белорусские чиновники практиковали и с представителями литовских СМИ.
Побывавшая в Минске этим летом корреспондент газеты «Литовский курьеръ» Александра Рыбакова делилась с корреспондентом «Белгазеты», что кормили их как на убой, «выполнялись любые наши желания и капризы».
-- Например, вечером в день приезда литовские журналисты изъявили желание попробовать знаменитые белорусские настойки и бальзамы. Коллеги остались очень довольны…
«Беды белорусов кажутся нам такими смешными и нелепыми»
Пресс-туры по Беларуси вредят не только фигуре. У некоторых журналистов после посещения нашей страны возникают серьезные проблемы с восприятием реальности. Вот, например, журналистка российской газеты «Северный Кавказ» Елена Бадякина, вернувшись из Беларуси, напала на участников акции возле белорусского посольства в Москве.
Разъяренная женщина решила дать отпор врагам Лукашенко: вырвала из рук белорусов бело-красно-белый флаг со словами «вы - фашисты, вас надо убивать, тварей», после чего поведала россиянам всю правду о жизни в нашей стране.
Еще в Минске, задавая вопрос Лукашенко, Елена Бадякина отметила, что многие в Беларуси, увы, не ценят того, что имеют:
-- Мы просто даже злимся на белорусов, когда вот они нам говорят о каких–то своих бедах. Нам это кажется таким смешным и нелепым.
«Про Батьку тут или хорошо, или ничего»
Впрочем, ради справедливости отметим, что не все коллеги из России ведут себя подобным образом. Некоторые стараются честно выполнять свою работу. Как, например, съемочная группа красноярского государственного телеканала «Енисей Регион», побывавшая в Беларуси год назад.
«Рассказывать о проблемах в республике журналистам, тем более, иностранным, не принято, и про Батьку тут или хорошо, или ничего.
Экономический кризис в стране уже несколько месяцев, но российским журналистам, приглашенным в пресс-тур по республике, всячески пытаются доказать, что в Беларуси все хорошо. На заводах и фабриках встречают хлебом-солью и рапортуют: комбайны «Полесье» продают в Болгарию, Китай, Испанию. А один только Жлобинский металлургический дает 2,5 млн. тонн стали. А чтобы рабочие не говорили больше, чем нужно, им вовремя напоминают о работе.
Цензура здесь жесткая, признаются местные журналисты. Критические материалы в прессе — редкий случай. За решетку пишущего брата не сажают, но дают понять, что проблемы возникнуть могут.
Лилия Величко: «Даже центральные газеты критикуют местную власть, сельсоветы, фермера, а Лукашенко не трогают. — А если тронете? — Последний рабочий день будет».
Читайте еще
Избранное