Экономика
Сергей Иванов, ”«Ежедневник»”

«Только о газе и нефти вопросов не задавать»

Юбилей Палаты представителей журналисты пытались использовать, чтобы хоть что-то узнать о переговорах с Россией по нефти и газу. Грех было упускать возможность пообщаться с министрами, пришедшими поздравить депутатов. Заявления белорусских переговорщиков можно было бы считать новогодним подарком отечественной экономике. Однако согласовать с Москвой их, видимо, не успели…

С самого утра белорусские депутаты пребывали в праздничном настроении. Сессия заканчивалась, остались приятные формальности, например, утверждение собственной сметы расходов на 2007 год. Было решено потратить около 16 млрд. рублей. Из них почти 9,5 млрд. - на зарплату депутатам и секретариату. Уже через полчаса вице-спикер Сергей Заболотец закрывал вместо Владимира Коноплева сессию. Сам председатель ПП НС встречал в аэропорту Бориса Грызлова.

- …По своим итогам уходящий год - самый продуктивный за весь десятилетний период работы Палаты представителей, - вещал вице-спикер. - Никогда еще не принималось такого количества проектов законов в первом чтении…

Позже я узнал, что доклад назывался "Не снижая темпов работы".

- …Особую значимость для страны имеет принятие проекта бюджета на 2007 год…Социальной направленности бюджет 2007 года предусматривает дальнейшее снижение налоговой нагрузки, обеспечение высокой степени финансовой безопасности страны…

Верно подмечено, учитывая, что бюджет был принят до введения Россией экспортных пошлин на нефть и при условии повышения цен на газ не в 4 раза, а всего на 15%. Его доходы равнялись 14 млрд. долларов, в то время как от перехода России на "рыночные условия" Беларусь может потерять более 3 миллиардов.

Ближе к 12 часам в фойе Овального зала стали собираться депутаты всех трех созывов Национального собрания. Они радовались друг другу, как дети, обнимались, целовались и просили журналистов их сфотографировать.

Одним из первых был замечен министр экономики Николай Зайченко. Однако он отказался говорить в такой день о серьезных вещах. Пресса бросилась за комментариями к председателю Национального банка Петру Прокоповичу. Тот, как всегда, говорил тихо, но уверенно.

- Потрясений финансового рынка в связи с подорожанием российского газа не произойдет…- заверял глава Нацбанка. - Следующий год будет таким же стабильным, как и нынешний, в отношении белорусской валюты.

Когда его уже поблагодарили за комментарий, главный банкир задумчиво, ни к кому из присутствующих не обращаясь, произнес:

- Все спокойно.

И удалился с улыбкой Джоконды на лице.

В это время очам журналистов предстали главные гости праздника, которых тут же взяли в плотное кольцо камер и диктофонов. Это были Борис Грызлов, Владимир Коноплев и митрополит Филарет. Глава Госдумы не прочь был пообщаться, однако коллега оберегал его от неудобных вопросов.

- Только о газе и нефти вопросов не задавать…- сразу же предупредил журналистов Коноплев.

Борис Грызлов поведал о том, что парламенты обеих стран почти ровесники, что нет более дружественных высших органов власти. В общем, раздавал ни к чему не обязывающие комплименты.

Улучив минуту, Грызлова спросили о Конституционном акте - больной теме Союзного государства, но не запрещенной Коноплевым. Но тот был начеку:

- Сегодня о работе ни слова, - осек журналистов белорусский спикер.

Конституционный акт повис в воздухе.

Уже во время заседания из Овального зала решил отлучиться посол России в Беларуси Александр Суриков. Его поймал корреспондент "Рейтер". То, что сказал посол, вскоре дружно опровергали и в Минске, и в Москве. По его словам, при условии создания СП из "Белтрансгаза" Россия уже не будет настаивать на цене 200 долларов за тысячу кубометров газа.

- Цена снижается, будет ближе к 140, 130 долларам…- отметил посол.

- Ниже. Посол ошибся, - через несколько минут заявил журналистам вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.

- Эти заявления не соответствуют ходу переговоров, - чуть позже возразил представитель "Газпрома" Сергей Куприянов Агентству газовой информации. Что касается стоимости "Белтрансгаза" по оценке ABN AMRO, то, по словам Сурикова, она в среднем равна 3-4 миллиардам долларов. Однако, когда это сказали министру финансов Николаю Корбуту, он заявил минимум о пяти. Ссылаясь на все те же оценки.