Филин

Юлия Кот

«То, что граждане, которые готовят эти указы, выставляют себя дураками — это ладно. Главное, чтобы не убивали людей и не сажали в тюрьму»

Теперь заживем. Бизнесмен Александр Кнырович — о регулировании рекламного рынка по-беларусски.

В Беларуси запретили выдавать выигрыши рекламных игр победителям, «причастным к террористической деятельности», и даже их наследникам. А организаторов рекламных игр в интернете обяжут «использовать только зарегистрированные в соответствии с законом Беларуси интернет-ресурсы». Соответствующий указ подписал на днях Александр Лукашенко.

По сообщению его пресс-службы, документ направлен на «вовлечение в организацию рекламных игр малого и среднего бизнеса, повышение имиджа белорусских субъектов хозяйствования и популяризацию отечественной продукции».

Что стоит за нововведением: желание направить рекламные деньги только в правильный, по меркам властей, карман (Лукашенко еще два года назад подчеркивал, что реклама должна размещаться только на «патриотических прогосударственных каналах»), попытки вытеснить с рекламного рынка россиян, какие-то мотивы мести?

Филин попробовал разобраться в вопросе с помощью бизнесмена и политика Александра Кныровича.

Александр Кнырович

— Для начала нужно залезть немножко в историю и понять, откуда вообще желание регулировать рекламные игры. Дело в том, что некоторое время назад они вообще никак не регулировались, — напоминает бизнесмен. — В Беларуси в этом смысле была определенная вакханалия, и иногда всякого рода рекламные игры превращались в «междусобойчики», в коррупционные вещи и способ отмыва денег через них, хотя такие случаи и были редкостью.

В общем, государство в лице чиновников решило навести некоторый порядок и заставило регистрировать такие рекламные истории. И когда мы видим на развороте государственной газеты, например, «Евроопт» выкупает место и публикует списки победителей — это отголоски предыдущего указа (он был принят более 20 лет назад, в январе 2003-го — Ф.), о том, что все рекламные игры у нас должны быть «в линеечку и в клеточку» и проходить четко по государственным правилам.

То есть нельзя просто взять и сказать: разыграю-ка я айфон среди покупателей моего интернет-магазина — все только через государственную регистрацию. Насколько это хорошо или плохо? На мой взгляд, это еще одна придурковатая особенность нашего предпринимательского пейзажа.

Например, с иронией подмечает Александр Кнырович, смешон упор на рекламу в печатных СМИ в эпоху, когда даже само государство считает официальным опубликованием свежепринятых законов и постановлений не бумажную версию, например, в «Рэспубліке», а публикацию на правовом интернет-ресурсе pravo.by. Тем не менее участникам рекламных игр по-прежнему приходится выкупать газетные площади и публиковать правила рекламных игр и списки победителей именно там.

— Такая легкая шизанутость у страны, — говорит бизнесмен, — поскольку понятно, что никому эта информация не нужна, народ давно в интернете живет.

А вот то, что участникам, «причастным к террористической деятельности», и их наследникам, не должны выдаваться рекламные призы — это, конечно, вдохновляет.

Вообще, давайте попробуем представить себе эту историю. Какое количество людей в Беларуси внесено в «террористические» списки — не «экстремистские», куда записывают всех подряд, а именно в «террористические»? Это «экстремистов» у нас несколько тысяч, а «террористов», уж не знаю, к счастью или к беде, пока немного, пара сотен (на конец января 2024 года в «террористическом» списке КГБ РБ — 1166 человек, из них 407 — беларусы — Ф.)

Вот каким должно быть сочетание факторов, что человек, внесенный в этот перечень, во-первых, почему-то находится на территории Беларуси и на свободе, и не отбывает наказание в каких-нибудь жестких условиях, а участвует в рекламной игре, скажем, от компании МТС? Я себе это сочетание представить не могу — но, вероятно, составители указа могут.

Фраза про «наследников», видимо, добавлена для того, чтобы если человек вдруг решил обойти закон, умерев, то и его родные несли ответственность за «террористические» поступки и по закону не имели права получить рекламный приз. Тут очень трудно что-то комментировать — это развитие шизофрении, и, наверное, медикаментозное лечение назначать уже поздно.

Хотя если вообразить, что я типичный «беларусский террорист», а у нас они обычно интеллигентные люди, и хочу поучаствовать в рекламной игре — что мне помешает участвовать от лица жены, или сразу родителя, если уж так необходимо отослать свой чек в условную Coca-Cola, чтобы получить три ящика бесплатного напитка?

«Террористические» пункты нового указа Александр Кнырович называет бесконечной глупостью — но с оговоркой, что эта глупость повседневная и в общем безобидная:

— Данное нововведение не вызывает у меня какого-то беспокойства. То, что граждане, которые готовят эти указы и подписывают их, выставляют себя дураками — это ладно, пусть себе развлекаются. Главное, чтобы не убивали людей и не сажали в тюрьму.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.6(29)