Филин

Яна Соколова

Татьяна Ошуркевич: «Очередная попытка режима Лукашенко нащупать, где можно чем поторговаться»

Политический аналитик Татьяна Ошуркевич в интервью Филину — о том, изменится ли отношение властей в Минске к полякам в Беларуси и готовы ли они к конструктивному диалогу с Польшей.

Татьяна Ошуркевич

— Как вы считаете, что стоит за снятием обвинений с Анжелики Борис из-под домашнего ареста?

Думаю, что мы увидели очередную попытку режима Лукашенко нащупать, где можно чем поторговаться. У него нет сейчас возможностей предложить что-то большое западным странам, чтобы с него сняли все санкции, пошли на нормальный дипломатический диалог, особенно после заявления о том, что в Беларуси может быть размещено ядерное оружие, поэтому такая попытка ухватиться за что-то.

Это то, во что Лукашенко всегда играет: попробовать и так, и этак, с одной стороны — кнут, с другой — пряник. Он сам себе противоречит: может говорить одно, а делать другое. Поэтому мы увидели демонстрацию того, что он делает обычно.

Здесь еще важно понимать, что хотя Польша позитивно расценила этот шаг, вряд ли мы можем ожидать какого-то продолжения, потому что Почобут остается в заключении. Кроме того, глава КГБ Тертель говорил о задержании в Беларуси граждан Польши и стран Балтии якобы за совершение агентурных операций.

То есть антипольская риторика продолжается. Конфликт не останавливается.

— МИД Польши отреагировал на снятие обвинений с председателя Союза поляков Беларуси, назвав это первой за долгое время позитивной новостью из Минска. В заявлении дипломатического ведомства высказана надежда на то, что это сигнал изменения отношения властей в Минске к полякам в Беларуси и готовности к конструктивному диалогу по двусторонним вопросам.

— Вряд ли это можно расценить именно так. Понятно, почему польские власти об этом говорят: потому что действительно их граждане находятся в заключении и такие сигналы Минска, как освобождение главы Союза поляков, стоит стимулировать для того, чтобы показывать, что их замечают, по крайней мере. Это нормальная дипломатическая работа со стороны поляков.

Стоит учитывать, что Польша занимает очень резкую и четкую позицию по поводу того, что происходит в Беларуси с политзаключенными, по поводу режима Лукашенко и вряд ли она отступится от этого и поменяет свое отношение только из-за освобождения одного человека.

Лукашенко, скорее всего, надеется на какое-то прощупывание дорог к диалогу, но здесь уже вопрос в том, насколько это будет успешно, и мне кажется очевидным, что освобождение главы Союза поляков не может привести к глобальным изменениям, учитывая весь контекст и заявления про ядерное оружие.

Здесь же все зависит не только от Польши, но и от других стран ЕС, потому что все решения принимаются суммарно. И если Беларусь идет на эскалацию — размещение ядерного оружия, то даже если Польша ответит встречными шагами, которые она посчитает нужными из-за того, что Лукашенко освободил кого-то и потом освободит еще, то начало диалога очень быстро может свернуться, поскольку Лукашенко не собирается уходить от конфликта, от участия в войне в Украине и будет во всем слушать Путина.

Так что в данной ситуации я не вижу начала диалога просто потому, что обе стороны не могут предложить друг другу то, что им нужно.

— Можно ли ожидать, что белорусские власти освободят политзаключенного журналиста Анджея Почобута после слов Лукашенко во время послания народу и парламенту о том, что не меняет кусок границы на человека?

— Сложно прогнозировать. Наверное, это шаг, на который Лукашенко может пойти. Он очень часто говорил какие-то вещи, а потом противоречил себе и менял свои заявления. Думаю, что он может пойти и не такой болезненный для себя шаг, чтобы еще раз прощупать почву, попробовать что-то предложить Польше.

Не думаю, что это произойдет прямо сейчас. Предполагаю, что Лукашенко еще посмотрит, как на это будут реагировать поляки, и он может разыграть эту карту в какой-нибудь другой ситуации, когда из-за связи с Путиным, с российским режимом ему придется пойти на какую-то эскалацию.

В такой ситуации он может достать эту карту и сказать, что вот я снова иду к вам навстречу и спекулировать на этом: мол, мы для вас делаем всё, освобождаем ваших людей, а вы нам ничего не даете взамен.

— Тем временем Литва решила подать в Международный суд иск о привлечении белорусских властей к ответственности за незаконный ввоз мигрантов, поскольку, по мнению Вильнюса, это делается по указке Минска. Цель иска — компенсация ущерба литовской стороне, который она понесла из-за миграционного кризиса.

Какой, по-вашему, будет реакция официального Минска?

— Думаю, этот иск — это вполне нормальный дипломатический ход. Литва использует все инструменты, которые у нее есть, чтобы привлечь внимание к своей проблеме, из-за которой она страдает по причине решений, принимаемых режимом Лукашенко.

Не думаю, что стоит ожидать чего-то иного со стороны официального Минска, кроме «оригинального» ответа МИД Беларуси в их типичной манере.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(9)