Комментарии

Василь Верас

Суд над Дмитриевым как послание

5 апреля начинается процесс по делу кандидата в президенты на выборах 2020 года. Уголовное преследование Андрея Дмитриева символизирует новый этап в истории белорусской политики.

Если бы за участие в выборах давали «Оскара», то лидер движения «Говори правду» (теперь уже лишенного регистрации) получил бы приз за лучшую роль второго плана. Дмитриев сумел стать одной из самых интересных белорусских политических фигур, которую в результате решили убрать с доски (по крайней мере, на время). Впрочем, это не первый крутой поворот в судьбе политика.

...Конец 2010 года выдался шокирующим. После жестокого подавления акции протеста в день президентских выборов за решеткой оказались многие. Подавляющему большинству из них сочувствовали, но не Андрею Дмитриеву – из-за записанного силовиками и выданного в эфир государственного телевидения короткого видео.

Сейчас, когда значительно более страшные ролики поставлены на поток, всё выглядит совершенно иначе. А тогда пять фраз Дмитриева, из которых четыре были совершенно нейтральными и только к одной можно было при желании докопаться, в демократических кругах расценили как предательство. Время показало, насколько осторожными нужно быть с подобными «вердиктами».

Оказавшись после освобождения в роли изгоя «высшего демократического общества», Дмитриев не опустил руки, а продолжил обосновываться в нише центриста. Не слишком благодарная участь в поляризованном обществе.

Долгое время дела шли ни шатко ни валко. Но постепенно у «Говори правду» расширялись оргструктуры в регионах, что делало движение небезынтересным проектом на перспективу. Учитывая, что до пенсии Дмитриеву далеко, он мог позволить себе роскошь ожидать подходящий момент, чтобы выстрелить...

2020 год смешал карты. Дмитриев заявился в качестве кандидата в президенты явно не в расчете на победу, а преследуя локальные цели, в частности, повысить узнаваемость среди широкой аудитории. Его взвешенная и в то же время критическая по отношению к власти позиция импонировала части электората.

Фаворитом зрительских симпатий Дмитриев не стал, но его восприятие среди сторонников перемен сменилось с явно отрицательного на сдержанно положительное. С этой точки зрения предвыборная кампания прошла для политика весьма успешно. Дмитриеву удалось создать хороший задел на будущее.

А потом наступил момент истины, когда всем пришлось выбирать сторону добра или зла. Дмитриев однозначно поддержал протест.

И даже когда зачистка шла уже полным ходом, лидер «Говори правду» оказался одним из тех, кто не залег на дно. Продолжать политическую деятельность и при этом оставаться на свободе было сродни искусству проскользнуть между каплями дождя. Дмитриеву это удавалось больше двух лет. Но потом кандидату в президенты припомнили старое...

Почему за Дмитриевым пришли именно в январе 2023-го? Ответ на этот вопрос известен лишь тем, кто принимал решение об аресте. Мы лишь можем строить версии и предлагаем следующую.

...Более тридцати лет назад Фрэнсис Фукуяма выпустил свою знаменитую книгу про «конец истории» как века идеологических противостояний и глобальных войн. Популярный философский трактат оказался эталоном наивности.

Но у Фукуямы нашлись неожиданные последователи, которые захотели, если не закончить историю, то, по крайней мере, поставить на паузу. Создать свою «идеальную картину мира» в отдельно взятой стране.

Александр Лукашенко и его окружение стремятся поместить Беларусь в криогенную камеру. Правитель страны лелеет мечту, что нынешняя политическая система переживет его.

Но даже Лукашенко считает, что это возможно только в условиях полной стерильности. Поэтому продолжаются репрессии на всех уровнях. Маски сброшены: прямо сейчас можно забыть даже об имитации демократии. Наоборот, власти дают понять, что отныне критика в их адрес, даже спокойная и конструктивная, приравнивается к преступлению.

И, чтобы сделать послание о новом этапе «строительства коммунизма» максимально ясным, арестовали политика, который известен как умеренный оппонент.  

Дмитриев, вероятно, не получит на всю катушку. Но его хотят лишить даже теоретической возможности выдвигаться на любых выборах в обозримом будущем. Дело, конечно, не в том, что экс-кандидата в президенты боятся: в атмосфере ужаса и при действующей системе подсчета голосов сюрпризы для власти практически исключены. Но она стремится ко всеобщему «одобрямсу», полностью исключающему любое публичное оппонирование.

Поэтому суд на Дмитриевым проходит в рамках концепции «конца истории по-лукашенковски». Мол, «не ждите никаких перемен, этот режим навсегда».

«Фукуямы в погонах» пытаются остановить время. Этот фокус хотели провернуть многие. Но ни у кого не получилось.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.8(58)