Экономика

Строительство БТС-2 вынудит Беларусь включиться в альтернативные проекты

10 июня российская компания «Транснефть» приступила к строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) в обход Беларуси. Специалисты утверждают, что БТС-2 — проект политический, поскольку изначально убыточен. В такой ситуации Беларуси следует искать альтернативные варианты привлечения нефти на свою территорию, чтобы не зависеть от политики Москвы, считают эксперты. Возможности для маневра расширяет, в частности, программа ЕС «Восточное партнерство».

Нефтепровод БТС-2 пройдет по маршруту Унеча (Брянская область) — Усть-Луга (Ленинградская область) с ответвлением на Киришский нефтеперерабатывающий завод. Строительство будет осуществляться в два этапа: на первом планируется соорудить пусковой комплекс пропускной мощностью до 30 млн. тонн нефти в год, на втором — еще один пусковой комплекс с доведением пропускной способности нефтепровода до 50 млн. тонн.

«Транснефть» собирается завершить строительство трубопровода к середине 2012 года. Инвестиции в строительство БТС-2 на 2009 год запланированы в объеме 46 млрд. рублей, а в целом проект оценивается в 120-130 млрд. российских рублей.

Для финансирования проекта «Транснефть» размещает инфраструктурные облигации. Объем облигаций первой серии составил 35 млрд. рублей. В общей сложности компания планирует разместить облигации на 135 млрд.

Первая очередь БТС, предназначенной для транспортировки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, а также из Казахстана, была введена в эксплуатацию в декабре 2001 года. Ныне мощность трубопровода составляет 75 млн. тонн в год.

Идея строительства БТС-2 в обход Беларуси возникла в январе 2007 года во время конфликта между Москвой и Минском из-за условий поставок нефти. Тогда Беларусь ввела транзитную пошлину в 45 долларов за тонну, а Россия в ответ на это прекратила прокачку нефтяного сырья по трубопроводу «Дружба» в шесть стран Европы.

Разногласия длились больше недели, и в результате белорусской стороне пришлось аннулировать решение о введении пошлины. Свое предложение построить БТС-2 «Транснефть» мотивировала необходимостью «обеспечить гарантированные поставки нефти западноевропейским партнерам».

БТС-2 — проект политический, поскольку он изначально убыточен. Об этом говорят не только эксперты — это признают российские чиновники.

В феврале 2008 года, вскоре после своего ухода с поста руководителя «Транснефти», Семен Вайншток в интервью российскому изданию «КоммерсантЪ» заявил: «Этот проект исключительно политический. Его будущее полностью зависит от поведения Беларуси. Через Беларусь мы прокачиваем 103 млн. тонн нефти в год из 250 млн. тонн экспорта. Если Беларусь не будет политизировать вопросы транзита, изменений в существующей системе (имеется в виду система транзита нефти в Западную Европу. — И.Л.) не произойдет. Потому что строительство БТС-2 — это стопроцентный убыток, и проект направлен на решение только политической составляющей, которая есть у нашего соседа. Если он не будет нам ставить препоны, будем работать через него. Если будет — то придется его обойти и решить проблему».

В апреле 2008 года Министерство промышленности и энергетики России дало отрицательное заключение по БТС-2, отметив, что проект убыточен, для заполнения трубы по маршруту Унеча — Усть-Луга нет ресурсной базы. Кроме того, указывало Минпромэнерго, реализация проекта может привести к нежелательным политическим последствиям.

Тем не менее, в конце прошлого года премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение о строительстве второй ветки трубопровода.

По мнению экономического обозревателя Татьяны Маненок, Минск до последнего момента не верил в то, что Москва приступит к реализации проекта.

В интервью БелаПАН эксперт напомнила, что в конце 2008 года Беларусь и Россия на уровне вице-премьеров Владимира Семашко и Игоря Сечина договорились о создании совместного нефтяного холдинга. А российский посол Александр Суриков дал понять, что если это решение будет успешно реализовываться, то российская сторона может отодвинуть проект БТС-2.

«Исходя из этого, можно предположить, что, поскольку Россия начала строительство второй ветки, вопрос о создании холдинга застопорился и, скорее всего, из-за позиции Минска», — считает Маненок.

Строительство БТС-2, говорит она, чревато ощутимыми экономическими потерями для Беларуси.

«В этом году правительство исключило из списка запрещенных к приватизации объектов два предприятия по транспортировке нефти — гомельскую и новополоцкую «Дружбу» (новополоцкое предприятие не работает с лета 2006 года. — И.Л.). Но очевидно, что реализация проекта БТС-2 сильно уменьшит рыночную цену белорусской трубы», — отмечает обозреватель.

Кроме того, по ее словам, не следует забывать, что Россия активно строит еще один нефтепровод: «Восточная Сибирь — Тихий океан». Наконец, параллельно с БТС-2 Россия планирует построить собственный НПЗ. «Это даст ей возможность самостоятельно перерабатывать нефть и сразу же транспортировать готовые нефтепродукты на Запад», — говорит Маненок.

В такой ситуации белорусская сторона не должна пассивно ждать развития событий, убеждена эксперт.

В частности, по ее словам, правительству следует поскорее определиться со своим участием в проекте «Одесса — Броды».

«Стоит серьезно изучить потенциальные возможности и выгоды этого проекта. При самом благоприятном развитии отношений с Россией придет время, когда российской нефти не будет хватать и наши НПЗ столкнуться с серьезным дефицитом сырья. «Одесса — Броды» — возможность привлечь альтернативную, каспийскую, нефть. Азербайджан, кстати, уже подтвердил свою готовность пустить нефть по этому направлению», — отмечает Маненок.

Она также обратила внимание на то, что в рамках программы ЕС «Восточное партнерство» западные компании рассматривают различные варианты использования пустой трубы «Дружбы» от Новополоцка до Можейкяя (Литва).

«Минск должен более оперативно принимать решения и проявлять гибкость в подобных вопросах. Да, в какой-то степени это политический выбор. Но ведь Москва его уже сделала, приступив к строительству БТС-2», — заметила эксперт.

Справка

Нефтепровод «Одесса — Броды» был построен Украиной в 2001 году для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России. Из-за отсутствия ветки в Польшу на Плоцк и Гданьск трубопровод сейчас используется Украиной для прокачки небольших объемов российской нефти (по условиям договора — до 9 млн. тонн в год) в реверсном режиме. Для прокачки каспийской нефти, прежде всего из Азербайджана, в Европу необходимо запустить нефтепровод «Одесса — Броды» в аверсном направлении.

14 мая президент Украины Виктор Ющенко утвердил указом план неотложных мер по обеспечению реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), в основе которого лежит использование в аверсном режиме нефтепровода «Одесса — Броды». В документе сказано о необходимости проработать вопрос о привлечении к проекту Беларуси, Казахстана, Словакии, Чехии и России.

Проект планируется реализовать в трех направлениях: северном — через Польшу, западном — через Словакию, Чехию и Австрию, восточном — через Беларусь. Общая проектная мощность транспортного коридора оценивается в 40 млн. тонн нефти в год.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)