Скандалы

Антон Полещук

Страсти вокруг аккумуляторного завода накаляются. Его собираются запустить в этом году

В Бресте разгорается новая стадия противостояния вокруг аккумуляторного завода.

После того, как 8 апреля Республиканский центр государственной экологической экспертизы Минприроды вынес положительное заключение по обновленному проекту предприятия, его противники провели традиционную воскресную акцию, на которой сказали свое твердое «нет». 

Однако руководство «АйПауэр» это, похоже, нисколько не смущает. Компания намерена добиваться от властей разрешения на возобновление пуско-наладочных работ и последующего за ними ввода в эксплуатацию — уже во втором квартале.

— Мы ожидаем заключения Госстройэкспертизы и разрешения на выбросы от Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. После этого будем добиваться отмены запрета председателя облисполкома на проведение пуско-наладочных работ. Затем переходим непосредственно к пусконаладке. И если не возникнет никаких проблем, готовим документы для осуществления акта приемки завода в эксплуатацию, — заявил  во вторник директор ООО «АйПауэр» Дмитрий Бутов.

Впрочем, его оппоненты по-прежнему убеждены, что государственная экологическая экспертиза была проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства.

— Закон и решение президента требует, что накануне проведения госэкспертизы должна пройти общественная экспертиза проекта. Но она пока что отложена, поскольку  «АйПауэр» предоставил подложные, на наш взгляд, документы, — прокомментировал «Салідарнасці» лидер общественной инициативной группы Дмитрий Бекалюк.  

Собеседник пояснил, что отсутствовали оригиналы технических паспортов и других документов, с которыми должны были работать эксперты.

— Мы направили соответствующий запрос в областное УВД, которое на данный момент продолжает проверку. Но самое главное: изменив проект, фактически подогнав его под новые требования, «АйПауэр» не установил на своем заводе никакого дополнительного очистного оборудования.

Хотя превышение выбросов свинца во время пусконаладки зафиксировано в десятки раз в сравнении с проектным, по оксидам азота и углерода — в 20-30 раз, — говорит Дмитрий Бекалюк.

Кроме того, по его словам, инвестор внес в проект ложные сведения и относительно температуры плавления свинца в котлах — на уровне 420 градусов.

— Хотя китайские котлы, установленные на предприятии, по своим техническим параметрам обеспечивают температуру плавления не менее 550 градусов. В то время, как опасные аэрозоли свинца, попадающие в атмосферу в гораздо больших количествах, образуются при температуре свыше 500 градусов, — заявил Бекалюк.

На эти вопросы у руководства «АйПауэра» есть свои ответы.

—  Касательно общественного обсуждения. Речь не идет о подгонке неких параметров под требования законодательства. Просто мы применили новую методику оценки максимального воздействия выбросов на окружающую среду. Но, как показали расчеты, эти параметры сильно завышены, —комментирует Дмитрий Гуриков, главный инженер ООО «НПФ «Экология», которая готовила обновленный проект по заказу инвестора.

То есть, в реальности, например, завод никогда не будет выбрасывать 29 кг свинца, уточняет Гуриков. Даже при форс-мажоре — не более 17 кг в год. А в среднем — 3,5-4 кг в год.

По словам специалиста, законодательство не требует повторного общественного обсуждения, если общий объем выбросов в результате вносимых изменений в проект не превышает 5%.

— Более того, мы снизили объемы выбросов на 14%. Общий годовой объем их в районе 3000 кг, если речь идет о максимальных выбросах. Из них свинца не более 17 кг. Но общий объем, подчеркиваю, не увеличился, а, наоборот, уменьшился, — пояснил Гуриков.

Что касается отсутствия оригиналов некоторых документов, инженер отметил, что закон не требует их обязательного наличия для проведения общественной и государственной экологической экспертизы.

По словам Дмитрия Гурикова, главное, чтобы были представлены все нормативы, обеспечивающие выполнение природоохранного и иного законодательства, и это инвестор исполнил в полном объеме.

— Видимо, интерес общественности к участию в такой экспертизе был не столь велик, коль она не состоялась, — полагает эксперт.

На вопрос, как убедить общественность в том, что завод не нанесет вреда экологии и здоровью людей, Дмитрий Гуриков ответил:

— В данном случае единственная и самая объективная оценка — заключение госэкологической экспертизы. Задача самого предприятия — обеспечить неукоснительное исполнение заявленных нормативов.

Противники завода продолжают обвинять компанию «АйПауэр» в обмане и подтасовках. Липовой они считают «итальянскую справку», представленную инвестором для сравнения построенного под Брестом завода с его якобы аналогом в городе Романово-Ди-Ломбардия (Италия). 

По этому поводу Дмитрий Бекалюк направил обращение от имени общественности Бреста и Брестского района в ряд инстанций, включая  Администрацию президента, Генпрокуратуру и Минприроды.

Теперь активисты, решительно настроенные против завода, ждут ответа и напоминают властям о главном, с их точки зрения, обещании президента. Его Александр Лукашенко озвучил в сентябре прошлого года, в ходе празднования 1000-летия города над Бугом: «решать судьбу завода будут сами брестчане».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(19)