Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Стон черной змеи» // Девушка и блюз

Американский Юг – извечная приманка для киношников. Потому что здесь, среди гиблых болот и диких лесов, проще всего укрыться беглецу от закона. Потому что здесь микс белого христианства и черных магических культов порождает южную готику – свод причудливых историй о колдунах, детях дьявола и живых мертвецах. Потому что здесь белые девицы пляшут до упаду в ночных барах под музыку старых негров. Юг жесток и милосерден, порочен и до крайности набожен. Точно как фильм южанина Крэйга Бревера «Стон черной змеи».

Обложка диска с юной девой в легкомысленных шортиках, обмотанной пудовой цепью, и мрачным мускулистым негром в белой майке достойна того, чтобы войти в золотой фонд бульварной культуры – где-нибудь между «Девственницами-мазохистками» и «Людоедами в женской бане». Но не спешите поддаться первому впечатлению! Да, в «Стоне» есть и веселые девчонки, и цепи, и темнокожие мужики. Но складывается всё это в совсем иную картинку.

Базовая сюжетная схема проста: от достойного блюзмена Лазаруса (Сэмюэл Л.Джексон) уходит жена. И не просто так, а к его родному брату. Лазарус в шоке и крушит трактором палисадничек с женушкиными розами. С другой стороны, белый парень Ронни (Джастин Тимберлейк) уходит служить в армию. А его подружка Рэя (Кристина Риччи) уходит в крутой загул с почти летальным исходом. В результате почтенный Лазарус находит полуголую и накачанную наркотой Рэю в паре шагов от своего дома. Другой вызвал бы полицию. Но у Лазаруса свои методы наставления заблудших…

По всем формальным признакам это - драма: герои, поддерживая друг друга, преодолевают черную полосу своих жизней. Но - странное дело! - происходящее на экране совершенно невозможно принимать всерьез. Дело в том, что поступки персонажей полностью противоположны их намерениям. Рэя любит Ронни – и поэтому устраивает себе секс-марафон со случайными партнерами. Их общий приятель готов отвезти Рэю домой – и вместо этого начинает месить ее кулаками. Благочинный Лазарус хочет помочь бедняжке – и в лучших традициях провинциальных извращенцев приковывает девицу цепью к стене. Ронни любит Рэю – и поэтому заряжает черный пистолет.

Ссылки на трудное детство и сложную душевную организацию участников этой многофигурной композиции работают слабо, поскольку никак не подтверждены драматургией. И все же смотреть «Стон» довольно любопытно: Крэйг Бревер ненароком изготовил почти совершенный образец трэш-культуры. Вполне соизмеримый с другой недавней работой Джексона «Змеи в самолете».

Любовно собранная коллекция затертых южных штампов сияет и искрится: Кристина Риччи сексуальна и невинна как образцовый падший ангел (и, даже проведя ночь на проселочной дороге, демонстрирует образцовую белизну трусиков). Угрюмый Лазарус рассыпает направо и налево бриллианты своей души, веря лишь Господу и своей гитаре Gibson ES-335. Поп-стар Тимберлейк (еще один южный человек) старательно изображает очередного в своей кинокарьере простого парня с ломкой психикой. Местный священник вечера проводит в баре и всегда готов отобедать с закованной в цепи женщиной. И, конечно же, за кадром и в кадре звучит ядреный блюз: по такому случаю старина Сэм Джексон выучился играть на гитаре, лично сыграв и спев (!) целых шесть номеров.

Конечно, в историю скоропостижной перековки блудливой девчонки добрым словом и слайд-гитарой верится слабо: уж слишком много в ней от прочих позитивных сказочек типа «Санатория на ранчо» О.Генри или «Педагогической поэмы» Макаренко. Но здесь процесс важнее результата: нежная Кристина в черных цепях и мистер Джексон, наяривающий под раскаты грома «Black Snake Moan» Блайнда Лемона Джефферсона, хороши сами по себе.

Пара ярких образов – достойная награда пытливому зрителю. А правду жизни лучше искать у других южных людей – Уильяма Фолкнера, Теннесси Уильямса и Фланнери О’Коннор.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)