Политика
Семен Печенко

«Статкевич дергает тигра за усы»

Сможет ли бывший политзаключенный спровоцировать власти на неадекватные действия и помешать признанию выборов, рассказал «Салідарнасці» политический обозреватель Александр Класковский.

10 сентября бывший политзаключенный Николай Статкевич провел в центре Минска пикет за свободные выборы. Пикет собрал около 200 участников.

Силы правопорядка ограничились наблюдением за участниками акции и составлением в отношении Статкевича протокола.

Какие цели преследует Николай Статкевич, и как скоро может лопнуть терпение у властей «Салідарнасці» рассказал политический обозреватель Александр Класковский.

— Николай Статкевич и его соратники, представители более решительной части оппозиции, сторонники более обостренной стратегии, дергают тигра за усы. Потому что в определенной степени, хоть и говорили, что в 2010 году Лукашенко ожегся на либерализации, и теперь будет держать все под жестким контролем, жизнь заставила — денег нет, с западниками приходится договариваться. А тут еще и украинский фактор к этому подтолкнул. Поэтому нужна игра на западном направлении и Лукашенко в очередной раз дозированно отпустил вожжи, — отметил эксперт.

По его мнению, власти будут стараться терпеть, так как в направлении нормализации з Западом уже сделано немало шагов: — Само освобождение политзаключенных, со Статкевичем включительно. Вероятно, спустят на тормозах дело граффитистов. В целом приостановили репрессивную машину теперь. И все пускать под откос из-за одного пикета возле универмага власти не будут. Зачем тогда все это через не хочу делалось? Ведь то же освобождение политзаключенных и в политическом, и в психологическом, я думаю, смысле было для Лукашенко непростым шагом.

У терпения властей есть предел

Власти будут терпеть, но до определенной черты, убежден эксперт:

— У властей сейчас существует внутренняя коллизия. С одной стороны, хочется получить приемлемую оценку итогов выборов. Хотя бы констатацию прогресса со стороны Запада. И этого было бы достаточно, чтобы продолжить нормализацию отношений. А с другой стороны, репрессивные инстинкты властей никуда не делись. И наверху понимают, что если слишком открутить гайки, то оппозиция разбалуется, народ осмелеет. А это уже непорядок для системы. Поэтому, на каком-то этапе эти инстинкты могут сработать и тогда начнут месить по головам, невзирая на Запад.

«Мы все – агенты КГБ в глазах друг друга»

Политолог считает, что власть может применить в отношении Статкевича тактику мелкого фола:

— Вот смотрите: протокол на Статкевича составлен. Вроде и ничего страшного, но он находится на такой очень условной свободе, под профилактическим надзором. И я думаю, что там могут найти какую-то юридическую зацепку, когда одно-два нарушения и профилактический надзор сменят на более жесткий превентивный. Фактически, Статкевич может оказаться под домашним арестом.

Попытка сохранить лицо

Акцию у ГУМа Александр Класковский назвал попыткой части оппозиции сохранить лицо.

— Соратников у Статкевича немного. Вчерашний выход — это в определенной степени жест отчаяния. Потому что и сам Статкевич говорит, что эти выборы назад не открутишь. И поэтому акция стала попыткой спасения чести оппозиции с точки зрения Некляева, Лебедько и других. Они показывают: мы еще живы, мы шевелимся, мы не покорились этому фатализму, когда кажется, что у властей все схвачено и Лукашенко чисто технически продляет свои полномочия.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)