Экономика
Наста Игнатович, "Еврорадио"

Станислав Богданкевич: Российские кредиты виртуализируют наш золотой запас

Россия в очередной раз повысила цены на газ для белорусов. И Беларусь сразу же напомнила об обещанном ранее кредите в два миллиарда долларов. Куда пошли полученные раньше 1,5 миллиарда и для чего нам надо еще больше? Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев говорит, что пока кредиты дают, их надо брать. А на что они идут — это уже дело десятое.

Напомню, что самый крупный кредит за всю свою историю Беларусь получила от России в декабре прошлого года. Теперь мы просим еще больше — 2 миллиарда долларов. Для Беларуси это большая сумма. Внешняя задолженность нашей страны сегодня составляет около двух с половиной миллиардов долларов. Новый кредит сразу же увеличит долг более чем вдвое. Не угрожает ли нам это дополнительной зависимостью от России?

Бывший председатель Нацбанка Станислав Богданкевич российский кредит сравнивает с бесплатным сыром в мышеловке:

“Кроме всего прочего здесь есть политическое слагаемое... Существует проблема поглощения Россией Беларуси, поэтому надо более бережно относиться к этому бесплатному сыру, который кладет в мышеловку Россия”.

Если же отойти от политики, то для экономики Беларуси такой долгосрочный льготный кредит выгодный.

Станислав Богданкевич: “...такие кредиты выгодные для экономики Беларуси. Поэтому я ничего плохого не вижу в том, если б одновременно правительство Беларуси проводил системные рыночные реформы, если б направлял их на технологическое и техническое перевооружение, на внедрение нанотехнологий... Если б была такая национальная программа”.

Но, к сожалению, такого нет, добавляет бывший председатель главного банка страны.

Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев уверен, что Беларусь не останется в неоплаченном долгу перед Россией. Задел, слава богу, еще есть: в бюджете на 2008 год максимальный лимит внешнего госдолга установлен на уровне 4 миллиардов долларов:

Михаил Ковалев: “Это ни в коем случае не опасно — внешний долг Беларуси в отношениях к валовому продукту один из самых маленьких в мире... Я думаю, что если деньги приходят, то что здесь думать, нужны они или нет. Приходят — надо их использовать”.

Бывший председатель Нацбанка имеет другое мнение. Станислав Богданкевич говорит, что, беря в долг такими темпами, мы быстро можем стать некредитоспособными. Уже сегодня доля всех кредитов в отношениях к валовому продукту превысила 50%. А это очень плохой показатель:

Станислав Богданкевич: “... Если еще пройдет какое-то время, мы можем стать некредитоспособными, и нас уже не будут так охотно кредитовать”.

Интересно, что на фоне всех задолженностей золотой запас Беларуси продолжает расти. За первый квартал этого года золотовалютные резервы увеличились почти на 500 миллионов долларов и составили $5,5 миллиардов. В основном запас пополнился за счет того же кредита. Станислав Богданкевич называет такое накопление искусственным, а золотой запас — виртуальным:

Станислав Богданкевич: “Здесь идет такое искусственное накопление за счет полученных кредитов. Кредиты же надо будет погашать, поэтому, если, скажем, мы сегодня погасим те долги, которые мы имеем, у нас резервов было б нуль целых и нуль десятых. Ну, была б небольшая сумма резервов. На самом деле, этот весь резерв виртуальный, потому что он сделан не за счет превышения экспорта над импортом, не за счет продажи собственности, а за счет полученных ссуд.

Если мы получаем ссуду в долларах, и сразу не теряем, то они могут какое-то время у нас лежать как резерв. Но рубли на эту же сумму пошли в экономику, они утеряны”.

Поэтому, чтобы погасить эти долги, необходимо будет эти рубли снова превращать в доллары либо евро, чтобы погашать кредит. Но рублей может уже и не быть.

А что будет иметь обычный белорус с двухмильярдного российского кредита? Если наши власти вдруг отдадут деньги своему народу, то на каждого человека получится по 200 долларов. Соответственно, если разделить кредит среди работоспособного населения, то каждый получит 400 долларов. А это — больше чем одна средняя белорусская зарплата. Что же, месяц можно было б не работать. Но думается, что с получением кредита, работать придется еще больше.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)