Общество

Дмитрий Косач

Спасибо, что без ОМОНа. Абсурдные моменты с «всенародного обсуждения» проекта Конституции

В ответ на «разъяснение» норм проекта новой Конституции жители регионов просят сделать «более удобную дорогу к кладбищу». 

Власти обещали опубликовать проект новой Конституции к середине осени, но произошло это только перед самым Новым годом. Поэтому даже любопытно понаблюдать, как при атмосфере страха в стране, вызванной массовыми репрессиями, и кротчайших сроках, отведенных на «всенародное обсуждение» (референдум планируется уже через месяц), режим пытается имитировать процесс.

Выделим несколько моментов из «всенародного обсуждения».

«Дискуссия» по шаблону: начальники рассказывают о новой Конституции, подчиненные предпочитают молчать

«Всенародное обсуждение» пока в большинстве случаев выглядит так: в исполкомах, на государственных предприятиях и организациях, в провластных структурах руководство созывает собрание, на котором депутаты, чиновники и само начальство рассказывают об изменениях Конституцию.

Тезисы их выступлений шаблонные. Зачем понадобилось менять Конституцию? В стране все хорошо, но общество за последние 25 лет изменилось, настало время что-то изменить – и это не попытка кому-то угодить. 

Какие главные изменения предлагаются? «Всебелорусское народное собрание» станет органом «народовластия» и сбалансирует политическую систему. Брак будет прописан как союз мужчины и женщины, сделают акцент на сохранении исторической правды.

В конце собраний депутаты, чиновники и руководители предприятий дают комментарий госСМИ. Ответы также шаблонные. Что интересовало людей больше всего? Сохранений социальных гарантий.

Высказываний простых людей, которые не представляют власть или провластные организации вроде БРСМ и «Белой Руси», в госСМИ отыскать практически невозможно.

Что можно понять: подчиненные не рискуют брать на себя инициативу в присутствии начальства.

При этом власти утверждают, что к ним поступило уже несколько тысяч откликов после публикации проекта новой Конституции. Но каких именно – не уточняется.

Самые необычные моменты «всенародного обсуждения»

На данный момент с отрывом лидирует вылазка следователей Гомельской области к сельским жителям для «дополнительных разъяснений» по изменениям в Конституцию. Из фотоотчета видно, что городские пришли к старикам без масок, да еще старались подсесть к ним поближе. Видимо, установки, что коронавирус является всего лишь «психозом» никто не отменял.

Председатель сельсовета Сергей Ковальчук то ли хотел понравиться гостям, то ли потроллил их: «Очень благодарю, что уделили внимание бабушке, поговорили. Года на два продлили ей жизнь».

Символичной выглядит реакция жителей поселка Широкий Рог, которые в ответ на рассказы конституционной реформе подняли вопрос обустройства «более удобной дороги к кладбищу».

Рискнул ли кто-то из сельчан высказать следователям критические замечания – в отчетах не сообщается. С другой стороны, спасибо хоть что на «обсуждение» Конституции не ОМОН послали.

Удивили и в Калинковичском районе. Там обсуждение Конституции совместили с акцией «Наш животновод», да еще с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Фото knews.by

А следующий кадр из сюжета ОНТ стал вирусным.

«Диверсии» во время обсуждений

Представителей гражданского общества и оппозиции к «всенародному обсуждению» в коллективах, естественно, не допускают. Однако порой лояльные сотрудники задают такие вопросы, что мимо воли цитируют «мерзавцев», «беглых» и прочих представителей «пятой колонны».

Речи о имитационности конституционной реформы, конечно, с их стороны не идет, но высказывания ставят организаторов собрания в тупик.

Оцените вопрос первого секретаря Лиозненского райкома БРСМ Варвары Козловой:

– Статья 54 дополнилась словами: «Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Респуб­лики Беларусь». Но в статье 4 сказано о многообразии политических институтов, идеологий и мнений. Хотелось бы, чтобы понятие патриотизма было более четко изложено, потому что каждый вкладывает в это слово свое значение.

А вот вопрос начальника отдела «Интеграла» Ирины Чужавко, касающейся нормы о сохранении исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны:

– Почему мы должны говорить правду только о ВОВ? В проекте Конституции отражено только одно историческое событие, а ведь в истории Беларуси их намного больше.

Впрочем, это исключения. Вопросы и замечания по существу, повторимся, от допущенных на собрания практически не звучат. Вместо этого, гостелеканал процитировал, например, некоего Анатолия Бакаева.

Вот с каким предложением по Конституции он пришел к властям:

– Один из главных вопросов, чтобы при принятии новой Конституции присутствовали мнения граждан, касающиеся в первую очередь справедливости и правды. Я проработал 44 года, подтверждается все документально, в трудовой книге – мне засчитали 38 лет. На каком основании? Мне сегодня государство дало достойную пенсию, я всем доволен, но я требую одно – только справедливости и правды.

Зато чиновники соревнуются в подобострастных высказываниях. Лидером пока выглядит Максим Рыженков, заместитель главы Администрации арезидента:

– Хочу сказать, что на протяжении всей истории нашего независимого государства я не припомню такого поистине всенародного, широкого обсуждения путей его дальнейшего развития.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 1.5(87)