Общество
Александра Пономарева, «Известия»

Социологи выяснили, что тревожит жителей СНГ

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследовал, как экономический кризис повлиял на жителей стран СНГ. Выяснилось, что на постсоветском пространстве нет единого мнения, в какой фазе кризиса находится их страна. Зато стратегия «выживания» у нас общая – экономить. Эксперты считают, что ощущения граждан связаны больше с освещением ситуации в СМИ, чем с реальным положением в экономике.

Если большинство жителей Литвы уверены, что их государство только входит в кризис, а украинцы полагают, что находятся на его пике, то в Казахстане думают, что трудная ситуация сходит на нет. А вот россияне и белорусы не определились – кризис еще в разгаре или уже на излете. Главный «симптом» кризиса – инфляцию – чувствуют во всем СНГ (около 80% опрошенных). Снизились доходы у половины белорусов, россиян и украинцев. А вот экономить приходится всем. В Армении ужимаются около 60% населения, на Украине, в России и Беларуси – каждый второй.

Впрочем, эксперты признают, что результаты опроса показывают не только реальное экономическое положение внутри страны, но и уровень доверия к массмедиа.

– В России, Беларуси и Казахстане достаточно стабильная политическая система, СМИ говорят, что кризис существует и есть его отдельные проявления, но власть с ними справляется, – считает директор Института стран СНГ Константин Затулин.

Еще важный аспект восприятия экономического кризиса – с кем себя сравнивают жители бывших стран СССР.

– Литовцы ориентируются на Германию, Швецию, Англию – страны, где они работали и откуда их сейчас уволили. Для них кризис только начинается. На Украине люди уже привыкли, что у них все плохо – у них постоянный кризис. В Казахстане уже пережили шок, у них финансовый крах был за полгода до начала кризиса в России. Поэтому им кажется, что сейчас уже не так плохо. Но на самом деле в мировом масштабе выход из кризиса невозможен раньше 2011 года, – говорит директор Института глобализации и социальных исследований Борис Кагарлицкий.

Самым важным показателем ощущений граждан является то, что россияне, белорусы и украинцы в основном не стали бы принимать участие ни в каких акциях протеста. Но четверть украинцев готова к мирному выражению недовольства – участвовать в митингах и забастовках, а также подписывать петиции. В России на это готов только каждый седьмой. Все дело в национальных особенностях, считают эксперты.

– Мы переживаем все менее болезненно. Например, из Франции постоянно приходят сообщения, что работники завода сбросят вредные химикаты в реку, если не выполнят их требования, и тому подобное. У нас население более апатичное. Мы начинаем как-то двигаться, только если чувствуем, что нам кранты. В этом наш плюс и минус. С одной стороны, мы более устойчивы к проблемам, но с другой – из-за апатичности проблемы не решаются, – заметил Борис Кагарлицкий.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)