Филин

Михаил Мишкин

Смиловицкий: «Израильское правительство как на углях с украинской темой»

Историк — о значении для Израиля «худого мира» с Россией и о том, сохранится ли он при новом правительстве.

В Израиле 1 ноября пройдут внеочередные парламентские выборы — пятые за последние четыре года. Но если новое правительство не найдет решения текущих проблем, то уже в начале следующего года выборы пройдут вновь.

На отношениях с Беларусью это вряд ли серьезно отразится. Вероятное размещение в стране иранского оружия зависит не от Минска, а от Москвы. К тому же, как отмечают аналитики, серьезных интересов, политических или экономических, у Израиля в Беларуси сейчас нет. Другое дело — вопрос Украины.

В последнее время для Израиля обострились вопросы внешней безопасности. Отказ помогать Украине с оружием не гарантирует, что Россия не будет оказывать давление через военный альянс с Тегераном или используя группировку ХАМАС. Поэтому международная общественность и ждет, что предпримет по этому поводу новое правительство.

Почему у экс-премьера Биньямина Нетаньяху сейчас большие шансы на победу? Как общественное мнение влияет на политику страны? Изменит ли новое правительство свою позицию по украинскому вопросу, или не стоит ожидать радикальных шагов по переоценке ситуации? Об этом Филин поговорил с доктором исторических наук Леонидом Смиловицким.

Фото из личного архива Леонида Смиловицкого

— Думаю, мало что изменится. Изменения могут произойти только с развитием событий на украинско-российском фронте: чем большими будут успехи Украины, тем более реальными будут шаги израильского правительства.

Политика государства и общественные настроения в Израиле очень отличаются. «Улица» дышит эмоциями, а не реальным состоянием дел. Тем более что она не осведомлена о многих подробностях, которые влияют на суть вопроса.

Официальная позиция внешней политики Израиля — соблюдение нейтралитета. А если какая-то помощь и оказывается, то не афишируется. Но шила в мешке не утаишь, и иногда происходят события, при сопоставлении которых можно делать определенные выводы.

Не так давно министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, министр обороны Алексей Резников и сам президент Владимир Зеленский передали просьбу Израилю помочь с вооружением, в частности, ракетами и системами ПВО — прекрасно понимая, что Израиль откажет. Думаю, неспроста. Чтобы Израиль мог сказать «нет», что удовлетворит Путина — или тех, кто стоит вокруг него, или тех, кто будет это официально комментировать.

На самом деле «под ковром» может иметь место другой сценарий, полагает ученый. Всего через сутки после заявления министра обороны Израиля Бенни Ганца о том, что никаких поставок систем вооружения не будет, в Сирии был уничтожен завод по сборке иранских дронов. Совпадение?

— Кроме того, Израиль никогда не возражал против передачи своего оружия через третьи страны. И все голоса о том, что Голландии, Швеции, Бельгии, мол, запрещено передавать израильское оружие далеки от правды, — добавляет Леонид Смиловицкий.  — Тем более, запрещай — не запрещай, проконтролировать невозможно.

Поэтому, думаю, чтобы не раздражать русских, Израиль демонстрирует тщетность просьб Украины об оружии. Израиль никогда не встанет открыто на какую-либо сторону конфликта, потому что территория страны очень маленькая (всего 22 тыс. кв. км, или в 10 раз меньше Беларуси) и простреливаемая, очень уязвимая, находящаяся постоянно в состоянии боевой готовности. 

Буквально сегодня из утренних новостей могу процитировать заявление министра обороны Израиля, который обратился, чтобы все люди (гражданские лица), у которых есть разрешение на ношение оружия, не забыли завтра взять его с собой, выходя из дома. И это кроме военных и полицейских. И если что-то случается, еще не успевает приехать патруль, как кто-то рядом оказывается с оружием в руках.

Получается вот такой парадокс: страна похожа на военный лагерь, но без диктатуры, а с демократией. Оружие у многих есть, но оно не стреляет без дела.

При этом, говорит ученый, сохраняется диссонанс между общественным мнением за пределами Израиля, его международным имиджем — «светоч демократии, лучший друг США», — и действиями государства, которое словно бы остается в стороне от войны в Украине:

— Но Израиль не хочет шума. И это, на мой взгляд, очень правильное решение. Потому что у России остаются большие рычаги «придушить» любые намерения встать открыто на сторону Украины.

Во-первых, в РФ до сих пор живет 1,5 миллиона человек, имеющих право на репатриацию — и то, что сейчас Россия собирается закрыть Сохнут, не пустые слова: мы ваших не отпустим.

Во-вторых, если русские уйдут из Сирии, их место занимают иранцы, потому Израиль не очень заинтересован в скорейшем уходе оттуда РФ.

При этом, отмечает Леонид Смиловицкий, в израильской прессе, в отличие от российских медиа, не заостряется тема «украинских националистов», Бандеры, Шухевича и вообще событий 80-летней давности. Также не поминают старое — например, что до 24 февраля 2022 г. Украина в ООН голосовала против Израиля.

— Эти вопросы просто не поднимаются. Кроме того, пророссийские социальные сети в сегменте YouTube не набирают достаточного количества подписчиков, чтобы получить аккредитацию. Они не запрещены, просто не имеют популярности. Зато есть около десятка каналов, которые тиражируют позицию Украины: «Лучшее радио», «Первое радио», «9-й канал» и прочие — у них тысячи подписчиков, несколько ежедневных больших эфиров, и они буквально держат руку на пульсе событий.

В Израиле вы не увидите российских флагов, а украинские есть. Россия имеет настолько низкую репутацию, что это стало общим местом и даже не обсуждается — даже араб, который моет в нашем доме полы, спрашивает: «Когда все это закончится с Украиной? Что Путин себе думает?»

Конечно, это все влияет на избирателей. Из Нетаньяху перед выборами пытаются выдавить, что-то сказать публично в поддержку Украины. Но он придумал такую формулу, сказал: «Я обещаю, что если стану премьер-министром, поставлю этот вопрос на обсуждение». И у него, судя по настроениям в обществе, хорошие шансы на победу.

Израиль слишком уязвим. США помогают нам не потому, что любят Израиль, но потому, что у них это единственная надежная точка опоры на Ближнем Востоке. Та же ситуация с Европой. Израиль, несмотря на свою громкую славу, на количество нобелевских лауреатов — это просто «мышка» по сравнению с глобальными державами. Вот откуда его нейтралитет, и эта политика не изменится, если придет новый кабинет.

По словам ученого, в публичном поле такое положение дел лучше всего объясняет советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович:

— У меня такое впечатление, что Арестович неоднократно был в Израиле и беседовал с очень влиятельными людьми. И он не устает повторять, что Израиль надо оставить в покое, потому что главные события происходят не на поле боя, а за чашкой кофе в уютном месте с приглушенным светом. В отличие от России, в Израиле у власти находятся люди, для которых репутация значит очень много.

В Израиле не проводят многотысячных демонстраций в поддержку Украины, хотя все понимают, что события в Украине касаются абсолютно всех — в плане и военном, и политическом, и экономическом, рост цен происходит во всем мире, и ничего сделать нельзя, пока война не закончится.

Кроме того, уже сейчас можно констатировать, что события, которые разворачиваются на наших глазах, будут иметь далеко идущие последствия. Например, в Украине после победы над Россией захотят сносить оставшиеся памятники солдату-освободителю потому что эти статуи «борцов с фашизмом» олицетворяют сейчас российскую армию, которая устроила Бучу в каждом месте, где она стояла, и если эти памятники останутся, они будут бельмом на глазу, напоминать об имперском величии…

Украина не сможет жить, как раньше. После окончания войны, думаю, на нее будет распространен план Маршалла, а контролеры от ЕС и США проследят, чтобы их многомиллиардная помощь не разворовывалась. Эпоха коррумпированных чиновников уйдет навсегда, и в этом очень большая надежда для страны. А с событиями в Украине напрямую связано будущее Беларуси — Лукашенко настолько себя скомпрометировал, что деваться ему уже некуда.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(39)