Общество
Марина Воробей, TUT.BY

Сколько нужно работать медикам, чтобы заработать нормальную зарплату?

О заработной плате медиков приходится слышать часто — в основном о том, что она незаслуженно низкая. При этом врачи говорят, что цифры, заявляемые официально, не соответствуют действительности.

TUT.BY решил узнать, чем статистические данные отличаются от реальной заработной платы конкретных медиков и чем недовольны медицинские работники.

По уровню заработной платы по отдельным видам экономической деятельности здравоохранение находится на четвертом месте снизу, опережая образование, сельское хозяйство и социальное обеспечение. Средняя зарплата по республике за февраль составила 4,504 млн рублей (520 $), а средняя зарплата в области здравоохранения — 3,421 млн рублей.

По данным Национального статистического комитета, за февраль этого года средняя начисленная заработная плата врача составила 5,615 млн рублей (около 650 $), среднего медицинского персонала — 3,289 млн рублей (около 380 $).

Однако на руки, по грубым подсчетам, врач получает около 4,855 млн рублей, медсестра – 2,861 млн.

Анатолий, врач анестезиолог-реаниматолог рентген-операционной одного из областных кардиохирургических диспансеров. Примерно 5,5 миллиона без вычетов (с учетом подоходного налога – 4,84 млн). Но это на 1,5 ставки

— В областной больнице операционный день длится с 8 утра до 14 часов дня – это обычный рабочий день врача в стационаре. После этого часть врачей остается на дежурство: с 14 дня до 8 утра – это идет как подработка. А с 8 нового дня эти же медики домой не уходят, а остаются на свой операционный день до 14 часов. Дальше у специалиста есть время отдохнуть до 8 утра и – опять на рабочий день чуть больше суток.

То есть эти 5,5 миллиона начисленных — это ставка плюс "ночные", работа на выходных и доплата за вредность.

Можно посчитать, сколько я зарабатывал бы на ставку. Должностной оклад – 2,192 млн. Все остальное — доплаты: премия (627 тысяч), за категорию (2-ая – 148 тысяч), стаж (около 4 лет — 99 тысяч), вредность (воздействие ионизирующего облучения – 250 тысяч), повышающий коэффициент (получают хирурги и анестезиологи за определенные операции – 396 тысяч), за контракт (396 тысяч), ПТС основной — 346 тысяч. Остальное – это совместительство: “ночные”, выходные. То есть, если бы я как анестезиолог операционной работал бы на одну ставку, то моя зарплата за февраль составила бы 4,450 млн рублей.

Наше отделение (лечение инфарктов миокарда) тратит на расходные материалы в месяц около 180 тысяч долларов. А специалист, который ставит дорогостоящие стимуляторы, получает на руки 450 долларов в месяц.

У моей коллеги, врача-реаниматолога, которая работает на ставку и не берет дополнительную работу ночью и в выходные, потому что она мать двоих детей, – зарплата 3 млн. У другого моего знакомого, детского врача-реаниматолога, которому по работе приходится сталкиваться с детскими смертями (и это очень тяжело морально), на 1,75 ставки в месяц получается 4,8 млн. Многие врачи работают здесь только для того, чтобы освоить новые методы лечения, а потом уехать в Россию. В ноябре один уехал в Германию, другой туда же собирается, еще один уехал в Израиль, женщина-врач — в Москву.

Если ситуация не изменится, не факт, что я останусь в медицине.

Моя жена, врач-интерн на санстанции, получает всего 1,4 млн, из которых еще удерживают необходимые вычеты. А подрабатывать врачам, которые проходят интернатуру, нельзя.

Наталья, терапевт в гомельской поликлинике. "Чистыми" – 2,9 млн рублей на ставку

— За такую зарплату, конечно, не очень хочется работать, пока ищу возможность, чтобы куда-то перевестись, но не всегда можно найти хорошее место.

Рабочий день у меня должен быть с 8 до 15.37. Зимой, в сезон простудных заболеваний, работала по 10 часов в сутки — с 8 утра и до 17-18. Задерживаться приходится, потому что много вызовов. Из-за простуд увеличивается своя нагрузка, а еще некоторые врачи болеют — приходится выполнять и их работу. Только ближе к лету, поздней весной и ранней осенью, когда бабушки уезжают на дачи, получается работать столько, сколько положено – 7-8 часов.

С утра у меня идет прием. Потом я пишу карточки (иногда беру с собой домой дописывать). Затем иду на вызовы — заканчиваю обход гораздо позже положенного, потому что должна выйти на шесть вызовов, а у меня, в среднем, сейчас около 10.

Такого понятия, как нормированный день, у нас нет, мы должны прийти ко всем и принять всех, кто пришел на прием. Руководство говорит, что если не примем людей, оставшиеся карточки занесут главврачу.

За переработанное время практически не доплачивают. В своих отчетах, конечно, мы фиксируем, сколько в день приняли человек, сколько было вызовов. Но если перерабатываешь 20%, то начисляют премии только 2% от оклада – это где-то 20 тысяч. И, по-моему, такие порядки везде.

Мне муж говорит брать 1,5 ставки, чтобы зарплата была больше. Но я настолько загружена на ставку, прихожу домой и просто падаю. На 1,5 вообще не вылезу из этой поликлиники — не хватит ни сил ни времени на дом, семью.

Медсестра в кабинете физиотерапии Вилейской центральной районной поликлиники. 1,8 миллиона в месяц

— Это ставка плюс премия – примерно 280 тысяч. И это максимум, который можно получить, работая в поликлинике уже не первый год. График: с 8 до 16, полчаса обеда. Очень сложная работа с людьми, а они все разные и порой с очень тяжелыми характерами. За день через кабинет проходит около 300 человек. Медсестры обязаны отработать по одной субботе в месяц. За рабочую субботу раньше давали отгул, но примерно год назад стали разрешать просто в рабочий день уходить раньше на 10-15 минут.

Возможности для подработки, конечно, есть. Можно работать на полторы ставки с 8 до 20. И зарабатывать от силы 2,5 миллиона. Можно брать подработку — ночное дежурство в неврологии, например, и работать еще и там с 20 до 8 утра. За ночное дежурство — 100 тысяч. Получатся целые сутки занятости.

Ирина, ночная медсестра 3-ей детской больницы Минска. Миллион на полставки, иногда меньше

— Я еще учусь на шестом курсе, мою зарплату можно считать за подработку.

Наталья, медсестра в стоматологии крупного частного медицинского центра в Минске. Чуть больше 4 миллионов в месяц

— Работаю с доктором в 4 руки. Работа сложная, но занята только стандартный рабочий день, без дополнительных часов.

Денис, молодой специалист, врач скорой помощи в Витебске. 3,9-4 млн в месяц "чистыми" на 1,5 ставки

– Это с доплатами, премиями. Если бы я работал только на ставку, а это 160 часов в месяц (столько же работает в Беларуси обычный работник, который занят 5 дней в неделю по 8 часов в день), то зарабатывал бы 3,1 млн.

На 3,9 млн я работаю 230-240 часов в месяц. Половина из них – ночные дежурства. Отработанные сверх нормы часы оплачиваются меньше. Работаю сутки через двое — один отсыпной и один выходной. В рабочие сутки у нас нет нормированных перерывов на отдых или обед. Когда есть возможность, тогда спим и перекусываем.

Только проработав 10 лет на “скорой” и на 1,5 ставки, врач сможет зарабатывать 5-5,5 млн рублей.

Заведующая педиатрическим отделением минской поликлиники. 4 млн за ставку, но работает в основном на 1,4 ставки

— За "заведывание" я получаю доплату всего в 200 тысяч белорусских рублей. На ставку (я веду прием) у меня выходит 4 млн на руки. Это со всеми доплатами и премиями. Это при том, что у меня 1-я категория и 15 лет стажа.

Рабочий день на ставку – с 8 до 16 часов. А на 1,5 ставки – с 8 до 19.30. Но вы же понимаете, на вызовах бывает по-разному — полчаса раньше, полчаса позже. В эпидемию на вызовах остаешься и после конца своего рабочего дня. А летом больных вроде меньше, но врачи берут отпуска, и ведешь не только свой участок.

Да и участки большие. Раньше был норматив 600-800 детей на участок, теперь 900-950 и даже под тысячу.

В других поликлиниках зарплата может быть больше. У нас, например, доплата за контракт — 30% от оклада (у меня 1,3 млн) врачам. В некоторых других поликлиниках доплата за контракт может быть и 50%, это решает главврач. Обычно зарплата больше в крупных поликлиниках.

А вот, кстати, после январского "повышения" зарплата у врача стала на 8 тысяч меньше.

Доктор медицинских наук, профессор кафедры. Около 7 млн

— У нас доктор наук заведующий зарабатывает около 6-7 миллионов рублей в месяц. У хирургов зарплата больше, потому что им платят за особые операции. Выгоднее всего быть провизором (специалист с высшим образованием), фармацевтом (специалист со средним образованием), потому что они продают лекарства. Этот специалист после окончания учебного заведения получает профессорскую зарплату.

"Врачи работают в 1,5 раза больше обычных людей"

В Национальном статистическом комитете журналисту TUT.BY объяснили, в чем причина расхождения статистических зарплат с тем, что получает врач на ставку. Дело в том, что Белстат запрашивает информацию, сколько всего зарабатывает врач в конкретном учреждении. А врачи в той же поликлинике чаще всего работают больше чем на ставку.

То есть "белстатовская" средняя зарплата врача в 5,615 млн на руки показывает, сколько в среднем зарабатывает врач, а не сколько зарабатывает врач на ставку. Если же человек работает в учреждении на полставки — это в статистической отчетности проходит отдельно. Грубо говоря, 1,5 ставки посчитают за одного врача, а 0,5 — нет.

В 2012 году, по информации Минздрава, среднестатистический врач в Беларуси работал на 1,4 ставки.

В Беларуси сегодня 37 175 врачей (это среднесписочная численность, не учитывающая число внешних совместителей) и 101 742 человека среднего медперсонала. А число внешних совместителей, работающих в учреждении на 0,5 ставки, относительно небольшое — 5 105 человек.

Сколько часов работает среднестатистический врач, сегодня ни Белстат, ни Минздрав не считают. Но, как говорят сами врачи, это примерно 230-240 часов в месяц.

"Найти доктора, работающего меньше чем на 1,5 ставки оказалось нереально, потому что выжить на одну ставку врача непросто"

Константин, медицинский работник из Гомеля, в конце января этого года начал собирать среди знакомых врачей расчетники, чтобы продемонстрировать Министерству здравоохранения и профсоюзу реальную заработную плату медиков, "чтоб общественность и высшие минздравовские умы воочию увидели масштабы бедствия!" Но процесс сбора сильно осложнился: врач практически не смог найти коллег, работающих на ставку без лишних часов: "Так как за эти деньги просто нереально прожить. Я сам работаю на 1,5-2 ставки, как и мои знакомые". Константин обращался к врачам в Гомеле, Минске, Могилеве, Рогачеве… "Найти доктора, работающего на ставку, оказалось нереально, потому что выжить на эти деньги непросто", — говорит Константин.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)