Общество
Евгения Березюк, FINANCE.TUT.BY

Сколько можно заработать на кастрюлях и тренажерах (фоторепортаж)

Как только курс доллара вырос, а котировки металла на международных рынках возросли — в Беларуси не осталось ни одной праздно валяющейся жестянки.

Взаимосвязь очень простая: повысили закупочные цены на металлолом, и толпы желающих тут же ринулись сдавать чугун и сталь. Моментально нарисовались "системные ломосдатчики", пенсионеры на "Москвичах" и даже интеллигенция на "Лэндкрузерах" — считать свои деньги умеют все. Пропал ли интерес к сдаче металлолома спустя время, что везут в Гатово и сколько это стоит? Отправляемся на Белвторчермет.

Ушла Анна — появилась Анечка

Площадка по приему бытового лома в поселке Гатово Минского района — самая крупная из 90 таких же по всей стране. Чугунные ванны, батареи, старые кастрюли, тазики, велосипеды — металлолома здесь хватает. Осматриваюсь — очередей нет, насчитываю шесть машин с прицепами, откуда полных ходом идет разгрузка, и направляюсь к ним.

— Что привез? Да вот Анечку сдавать буду, — пенсионер Иван Пилипчик вздыхает и ведет меня "знакомить с девочкой". — Я так свои "Жигули" назвал, не поверите, но я в 80-х выиграл их в лотерею. Даже в газете об этом писали. Тогда как раз развелся с женой, а ее Анна зовут, — она ушла, а у меня Анечка появилась. Но за столько лет проржавела вся, днище дырявое, в итоге сын отдал свое "Рено". А Анечку порезал и привез со всяким хламом: всего где-то полторы тонны — а это около двух миллионов рублей. Карман не трут.

Прицеп металлолома вытягивает примерно на тонну

Рассматриваю "хлам": старая стиральная машина, ржавая лопата, посуда, куски разломанных инструментов… Сегодня эти вещи прибыли на конечную остановку своей жизни. Отправляюсь к следующей машине и знакомлюсь с Олегом Викторовичем.

Олег Викторович без сожаления расстается со старыми вещами

— А я притащил металлолом на металлоломе, — улыбается мой собеседник и вытягивает руку в сторону старенького "Москвича". — Скоро и он сюда отправится. А пока вот велосипед привез, кровать, старую инвалидную коляску, человек умер, возить ей уже некого, двери от машины да всякие жестянки с дачи. А вообще, я здесь уже во второй раз. Впервые приехал как-то зимой, тогда как раз цены на металлолом подняли. Видели бы вы, что здесь творилось! Людей было очень много, приходилось несколько часов ждать своей очереди, а сейчас все спокойно.

Почти у каждого в прицепе - двери от машины

"Кто-то ищет раритеты, а кто-то сдает на металлолом"

Цены на металлолом за год буквально взлетели. Если в начале 2011 года за одну тонну на Белвторчермете предлагали около 500 тысяч рублей, то к концу 2011-го ее стоимость увеличилась до двух миллионов.

— Сейчас за тонну стального металлолома мы даем 1 миллион 570 тысяч рублей, а за чугун чуть больше — 1 миллион 780 тысяч рублей, — объясняет мне Виктор Ананич, мастер площадки по приемке бытового лома. — Поэтому люди прекрасно понимают, что лучше привезти сюда отжившие свой век вещи, чем просто выбросить их на свалку. Случается, что приезжают на машинах за 20-30 тысяч долларов и привозят в багажнике 100-200 килограммов железа. Все считают свои деньги. А вообще в день металлолом сдают около 70-80 человек, в среднем это 100-130 тонн.

Задача мастера по площадке - контролировать приемку лома

Задача Виктора Ананича — контролировать приемку лома. Привозить сюда могут только бытовой лом — домашняя утварь, предметы, которыми человек обзаводится в течение жизни.

— Промышленные вещи, например, станки с предприятий, сюда попасть не могут, и мы за этим следим. Прошлой зимой частник сдавал экскаватор весом в 10 тонн, но он был у него в собственности, и это подтверждали документы.

Виктор Ананич привык иметь дело с железом

Пока мы беседуем, на площадку на буксире привозят "Жигули", взвешивают, потом снимают с них колеса и все неметаллическое и во второй раз взвешивают уже только "лишнее". Чистого металла получается около 800 килограммов, цена за машину вытягивает на 1 миллион 200 тысяч рублей.

Еще немного - и старые жестянки отправятся на переработку

— Ну что, поднимаем? — кричит нам из кабины водитель погрузчика, и мы утвердительно киваем.

Большая железная "рука" легко захватывает "Жигули", сминает их, буквально как бумагу, и аккуратно опускает в кузов грузовика.

— Готово!

Запечатлеваем этот факт на фотоаппарат и отправляемся к весам. Машины на них взвешиваются дважды — сначала с металлоломом, а потом после выгрузки. Разница и есть вес железа.

Это и есть сверхчувствительные весы

Чтобы проверить чувствительность весов, проводим эксперимент: на них становятся Виктор Ананич и водитель Чеслав Савенок, а я отправляюсь к приемосдатчику Ирине Бондаревой.

Два человека завесили на 140 килограммов, или на 298 тысяч 300 рублей

— Вот, посмотрите на электронный экран — их общий вес 140 килограммов. Если бы мы измеряли металлолом, то сейчас отняли бы 5% засора и получили бы 298 тысяч 300 рублей, — поясняет Ирина Николаевна. — Из того, что сдавали сегодня, максимальный груз потянул на 2 тонны 677 килограммов чистого чугуна, человек получил за него 4 миллиона 750 тысяч рублей. А вообще чего только ни привозят: однажды даже несколько новых спортивных тренажеров в упаковке — все пошло на лом, продавать мы не имеем права. А как-то, помню, привезли швейную машинку с надписью "Лондон 1887 год". Кто-то ищет раритеты, а кто-то сдает на металлолом.

Романтика черного металла

Вместе с Сергеем Гладким, заместителем директора Белвторчермета, отправляемся на площадку, куда попадают все чугунные предметы.

— Ванны, батареи и прочее завозят в шахту, там измельчают методом дробления стальной бабой и доводят до габаритного состояния, чтобы можно было поместить в печи для выплавки металла и с большим эффектом получить новый продукт, — объясняет собеседник. — Чугун у нас покупает Минский тракторный завод, Гомельский литейный, Могилевский металлургический и ряд других.

На эту площадку попадают все чугунные предметы

Чугун поднимают с помощью большого магнита

Пока мы говорим, работа не останавливается: огромный магнит периодически опускается к куче чугуна и загружает его в шахту.

Стряхиваем с одежды коричневую пыль и отправляемся на площадку по переработке стального металлолома. Здесь находится единственная в стране шредерная установка стоимость около 7 миллионов евро — самая экологически чистая технология по переработке металла.

— Этот комплекс в автоматическом режиме отделяет все неметаллические примеси, цветные металлы, и на выходе мы получаем чистый стальной металлолом — он самый дорогой в мире, потому что обладает высокой насыпной плотностью и чистотой, — рассказывает Сергей Гладкий.

Поднимаемся по лестнице и попадаем в комнату, где за пультом управления сидит прессовщик Александр Рощин.

Прессовщик Александр Рощин работает на шредерной установке с самого ее монтажа

— Я здесь, можно сказать, аксакал, вместе с немецкими специалистами монтировал эту установку 6 лет назад. Многие думают, что здесь только шум, грохот и пыль, но в этой профессии есть определенная романтика. Заканчивается жизнь старых вещей, но ведь они дадут начало новым.

Вместе с Сергеем Гладким подходим к стеклу и наблюдаем, как по транспортеру двигаются куски металлолома.

— Сейчас они попадут в ротор, это сердце шредера, где металл дробится по принципу мясорубки, при этом удаляются пыль, грязь, пластиковые и деревянные элементы. Далее это все проходит через магнитный сепаратор: там черный лом отделится от цветного, затем его ждет конечная сортировка, где окончательно удалят все неметаллические примеси.

Вот так выглядит шредерный лом

…Заканчиваем экскурсию около груды небольших бесформенных кусочков железа — это и есть шредерный лом. Беру один из них в руку — возможно, когда-то это было "Жигулями", а при удачном раскладе может превратиться в "БМВ" или "Мерседес", который, может быть, даже кто-то выиграет в лотерею. А об этом потом напишут в газете.

Кстати

С начала года предприятиями ОАО "Белвторчермет" было закуплено у населения 112 тысяч 396 тонн лома черных металлов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)