Политика
Евгений Балинский, Белсат

Сколько Беларусь зарабатывает на войне в Сирии?

В Сирии четвёртый год идёт гражданская война, но никто не отменял «шкурный интерес» – правительства разных стран во главе с США активно поставляют вооружение сторонам конфликта.

По сообщениям различных источников, желание подзаработать не обходит и Беларусь – журналист belsat.eu Евгений Балинский попробовал разобраться в том, что, в каком количестве, кому, и главное, за сколько продаёт официальный Минск в Сирии?

Фото vpk.gov.by

Что, сколько, кому и почём?

В середине сентября в прессу просочилась информация, обнародованная популярным американским порталом «BuzzFeed», из которой следовало, что Соединённые Штаты Америки, используя малоизвестную компанию «Purple Shovel LLC», закупили у Беларуси 700 противотанковых ракет «Конкурс» и 36 соответствующих пусковых установок для сирийских повстанцев, воюющих с правительственными войсками президента Башара аль-Асада.

Также отмечалось, что ракеты очень старые (произведены в 1984 году), что привело к несчастному случаю: близ болгарского села Анево, где американцы проводили испытания закупаемого оружия. Произошел незапланированный взрыв ракеты, вследствие чего один испытатель погиб, двое других, а также двое болгар из числа гражданского населения получили ранения.

Сообщалось также, что таких ракет у Болгарии нет. Украина в горячую пору войны продавать их вряд ли будет, а вот у Беларуси их множество:

«Бизнес есть бизнес»

Мнением относительно белорусско-сирийских сделок по вооружению делится военный эксперт Александр Алесин:

– Прежде всего, продаётся авиационная техника – после распада Советского Союза Беларуси досталось несколько десятков старых самолётов, в том числе истребители-бомбардировщики МиГ-23 разных модификаций. Порядка 40 (может быть и больше) было продано президенту Асаду начиная с 2008 года. Плюс к этому – оборудование и вооружение к ним: бомбы, иные боеприпасы – это уже самая главная статья поставок. Кроме того, Беларусь выполняла ремонтные и модернизационные работы по ряду типов самолётов, имевшихся на вооружении сирийской армии. Скорее всего, можно говорить и о продажах некоторого количества артиллерийской и бронетанковой техники, а также средств противовоздушной обороны.

– Мы можем приблизительно очертить размеры сумм, заработанных на сирийских сделках?

– В результате речь может идти о нескольких сотнях миллионов долларов. Поставки хоть и значительные, но техника не новая.

– А что насчёт семисот ракет для повстанцев?

– Когда американцы покупали, они ведь не говорили адресата. Они точно также покупают и у России некоторое вооружение – для афганцев или иракцев. Бизнес есть бизнес. Беларусь доверяет Соединенным Штатам и понимает, что это оружие в плохие руки не попадёт. Думаю, в этих продажах нет ничего такого, что нарушало бы международное право. Большая ошибка в данном контексте говорить о каких-то запретах – Беларусь не находится под санкциями, она может поставлять оружие в регионы, не запрещённые международным правом.

– О какой сумме сделки по ракетам «Конкурс» может идти речь?

– Трудно сказать, потому что срок годности у этих ракет исчерпан. Речь может идти о нескольких сотнях тысяч долларов. Вообще, Беларусь потому это всё и продаёт, что в противном случае нужно было бы утилизировать (что тоже дорого). А так, мало того, что освободились от старого оружия, так ещё и заработали. Беларусь ведь и странам НАТО продавала боеприпасы с истекающим сроком годности, которые там использовались во время учений.

От распродажи с «советских складов» до новых технологий

Военный эксперт подчеркивает, что за последние годы изменился характер белорусской торговли оружием. До начала 2000-х годов Беларусь торговала бывшими запасами Белорусского военного округа.

«Это была большая торговля, было много суеты и скандалов. Но приличная сделка была только одна – продажа 12-18 штурмовиков Су-25 и стольких же истребителей Миг-29 в Перу на $ 700-750 млн, – говорит Аляксандр Алесин. – Но есть основания полагать, что сделку эту провернули белорусские разведслужбы вместе с российскими. После этого серьёзных сделок не было – были продажи десятков единиц танков, артиллерийских систем, но стоимость неуклонно падала – постсоветские страны и страны Варшавского договора выбросили на рынок очень много этого добра».

Со временем Беларусь начала торговать собственными разработками: это и электронные системы, и военная оптика, и лазерная техника. Ежегодный объём продаж оценивается в пределах $ 700-1000 млн. И потенциал Беларуси на рынке оружия растёт.

Новая «фишка» – беспилотные дистанционные устройства – десятки белорусских фирм и компаний работают в этой отрасли. И многие развивающиеся страны в этом деле предпочитают иметь торговлю с Беларусью.

«Сегодня это те страны, которые не хотят иметь дело ни с американцами, ни с россиянами, – подчеркивает Алесин. – Например, Вьетнам, Венесуэла, Куба, Эквадор, Иран, та же Сирия. Стоит выделить Вьетнам, который не хочется сближаться ни с Россией, ни с США, и с Китаем там у них «тёрки» – они активно покупают и будут покупать наше радиолокационное оборудование, беспилотники и так далее».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)