Общество
Татьяна Гусева

Сказки, в которые верят белорусы

Мамины подруги – учительницы предпенсионного возраста – мечтают о карьере Мэри Поппинс в Москве. Они взахлеб обсуждают историю их коллеги – белорусской золушки, которая за год работы гувернанткой в «рублёвской» семье смогла себе позволить сделать ремонт в квартире и купить машину.

– Вы готовы вычеркнуть год из своей жизни, оставить семью, чтобы заработать денег? – удивляюсь я. – Почему бы вашему мужу не поехать на заработки?

– Ему платят миллион рублей, и он не стремится к большему, – махнула рукой Валентина Борисовна.

Её зарплата школьного завуча в 2,5 раза больше. Чтобы помочь семье сына, после работы она подрабатывает репетитором. Через пару лет Валентине Борисовне исполнится 55. В это сложно поверить, глядя на её моложавое лицо, ухоженные руки и фигуру спортсменки.

– Я понимаю, что на пенсии не смогу поехать на отдых, сделать ремонт в квартире, поменять машину, – объясняет учительница своё желание стать гастарбайтером. – Поэтому, пока не поздно, надо уезжать.

Оставлять семью – мужа и старенькую маму – женщина не боится.

– Наконец, они поймут, что я для них делаю. Я всего лишь сменю статус домашней прислуги на обслуживающий персонал для богатеньких москвичей.

– Вы так не переживайте, – утешаю я Валентину Борисовну. – Может, еще не пойдете на пенсию в 55.

– Это еще почему?

– Возьмет Лукашенко и подпишет указ о повышении пенсионного возраста: уйдете на заслуженный отдых в 60. Вот и вице-премьер недавно говорил, что пенсионеров в стране слишком много.

Дальше разговор переключается на то, какую роль в жизни играет его величество случай

Учительница немецкого Татьяна Алексеевна рассказывает историю о том, как ее знакомый ассенизатор разбогател, благодаря мужу сестры. Тот дал ему денег, помог открыть магазин, и через несколько лет он стал миллионером в Сочи. «Понимаешь, он был г…новозом, а стал бизнесменом!» - восхищается дама.

Вот она, белорусская мечта. Мы все верим в чудо. И оно обязательно произойдёт, если вмешается фея. Может, правы психологи: нашу жизнь моделируют сказки, которые нам читали в детстве? Мы будем, как Емеля, сидеть на печи и ждать, когда она сама поедет. Мы можем перепутать родную бабушку с серым волком, и 17 лет жить в ожидании, когда придут охотники и освободят нас. Вот только финал у нашей сказки получается, как в анекдоте. Когда в полпервого ночи Фея Крестная вдруг с ужасом понимает, что напрочь забыла про Золушку. Она испуганно звонит ей на мобильный: «Ну как ты, дитя мое?». «Как, как! – недовольно отвечает Золушка. – Сижу в тыкве, пью с крысами!».

… По дороге в Минск разговорилась с водителем. Александр занимается междугородными пассажирскими перевозками уже 15 лет. Ушел в этот бизнес из такси. С начала кризиса стоимость проезда в его маршрутке в долларовом эквиваленте уменьшилась в 1,3 раза, а затраты на обслуживание автомобиля существенно выросли.

– Выживаем, как и все, – говорит предприниматель. – Клиентов стало меньше. Зима – не сезон для поездок. В основном ездят студенты с пятницы по понедельник. По будням машины неполные. Три раза поднимали цены с марта, а топливо дорожало 12 раз. Наши услуги всегда были дешевле, чем у государственных автопарков. С лета не получается.

– Вы в акциях «Стоп-бензин» участвовали?

- Какой может быть «Стоп-бензин», если основной поставщик топлива – Россия? У них дизтопливо стоит доллар, а у нас 50-60 центов. У соседей в Литве и Польше бензин дороже, чем в Беларуси. У нас своей нефти нет – протестовать бессмысленно.

Чтобы водителю междугородней маршрутки заработать три миллиона рублей, он должен пахать без выходных, говорит Александр. Каждый месяц таких денег они не видят: затраты на обслуживание авто тянут кругленькую сумму. Переобуться к зиме в дешевую китайскую резину стоило порядка 600 долларов.

– Мы до сих пор жили добрых 10-15 лет и считали, что у нас, в центре Европы, все есть, не затронет нас мировой кризис, – рассуждает водитель. – А оказалось, что все это очень призрачно, и в один момент все это может рухнуть как карточный домик…

Последовать примеру водителей минских городских маршруток и уехать за длинным рублем в Москву предприниматели из провинции не собираются.

– Мы здесь родились, выросли. Никуда мы не поедем, – уверенно заявляет коллега Александра Николай. – А уезжают водители-профессионалы, которые не могут здесь найти достойную работу. Ну, не за 800 же рублей работать! Слышал, что ездят вахтовым методом в Москву на две недели. Занимаются грузоперевозками и получают тысячу долларов. А предприниматели со своими машинами не уезжают. У всех семьи, жены, дети.

– Мы не будем ни протестовать, ни возмущаться, – добавляет Александр. – Потому что пока на жизнь хватает, семью содержу. Вот если совсем плохо будет... Придешь домой, а детки голодные: «Папа, ты что-нибудь принес?». Вот тогда что-то еще может быть. На самом деле мы ждем лучших времен. Верим, что завтра будет лучше, чем вчера. Вы же тоже верите, что негосударственным СМИ жить станет легче?

Я верю. Только не думаю, что наше светлое будущее случится по мановению волшебной палочки. Наверное, мне читали в детстве другие сказки.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)