Требование о выводе российских войск — это не только суверенное право нашей страны, но и возможность обеспечить более-менее приемлемые условия для выхода из конфликта с Украиной и поиска траектории для мирных переговоров.
Сивицкий: «Главный риск — это нахождение в Беларуси российских подразделений, причастных к кровавым событиям под Киевом»
Почему действия белорусских властей сейчас — это маркер реальной позиции.
Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий озвучил мнение, что присутствие в Беларуси участников резни в Буче создает дополнительные риски. Он не исключает, что вероятность переноса боевых действий на территорию нашей страны растет.
Филин спросил у аналитика, есть ли у белорусского режима сегодня возможность изменить ситуацию.
— Как может повлиять или уже повлиял на образ нашей страны на международной арене тот факт, что российские военные, которых обвиняют в резне в Киевской области, атаковали Украину с нашей территории и позже ушли в Беларусь?
— С международно-прававой точки зрения образ нашей страны в глазах международного сообщества не претерпел особых трансформаций. Беларусь как воспринималась агрессором, так и воспринимается до сих пор в силу предоставления своей территории для российского вторжения в Украину.
Здесь скорее важен моральный аспект происходящего. Однако тот факт, что даже после резни в Буче Беларусь до сих пор позволяет беспрепятственно пользоваться своей территорией российским войскам, будет иметь драматические последствия для нашей страны.
Речь идет не только о неизбежном ужесточении санкций и экономической блокады со стороны международного сообщества (не только Запада и их союзников, и Китая), но и подготовке почвы для привлечения нашей страны к международному трибуналу по войне против Украины, который после Бучанской резни становится неизбежным.
Более того, действия российских военнослужащих в этих событиях квалифицируются как преступления против человечности даже с точки зрения белорусского законодательства.
И действия белорусских властей сейчас — это маркер реальной позиции, которая или позволит дистанцироваться от этих гнусных военных преступлений и таким образом снять часть своей ответственности и снизить издержки, или, наоборот, подставит страну под еще больший удар.
— А могут ли белорусские власти позволить себе этот решительный шаг — не только выйти из войны, но и потребовать ухода с нашей территории российских войск?
— Это экзистенциальный вопрос с точки зрения перспектив существования Беларуси как независимого и суверенного государства. Мы видим, что присутствие российских войск на территории Беларуси ставит под вопрос не только национальное законодательство и Конституцию Республики Беларусь (запрещающую военную агрессию), но и способность белорусских властей обеспечивать реальный суверенный контроль на той территорией, где размещается российская группировка войск.
Нет сомнений, что ей командует не белорусская сторона (что формально предусмотрено доктринальными и руководящими документами, регулирующими функционирование совместной Региональной группировки войск), а Кремль, и это происходит в нарушение и белорусского законодательства, и двусторонних договоренностей.
Стратегический интерес нашей страны заключается в том, чтобы снизить издержки от участия в войне, которую мы не развязывали, но в которую нас втянула Россия. Мы видим, что несмотря на факт предоставления российским войскам терртории Беларуси для агрессии, рациональность превалирует в действиях военно-политического руководства.
В частности, решение о неучастии белорусских подразделений в этом конфликте, несмотря на постоянное давление со стороны Кремля, явно принималось исходя из рациональных мотивов. Если эти рациональные мотивы будут продолжать превалировать в процессе принятия решений, то такой сценарий не выглядит уж совсем невероятным.
Но самое важное: выход из этой «Позорной войны» в силу собственной воли, а не из-за внешних обстоятельств, позволит отстоять национальную честь и достоинство Беларуси ради памяти наших предков и будущего новых поколений.
— Ни украинское руководоство, ни западные лидеры, кажется, пока не озвучивали требование вывода российских войск с территории Беларуси? Стоит ли сейчас, после событий в Буче, ждать подобного шага?
— Требования к Беларуси со стороны западных стран и Украины о прекращении содействия российской военной агрессии звучат практически с самого начала этой войны.
Они подразумевают запрет порочной практики на предоставление российским войскам белорусской территории для актов военной агрессии против Украины. Очевидно, что это возможно только при полном выводе российских войск из Беларуси.
Это требование может быть одним из ключевых условий, которое могло бы лечь в основу мирного договора между Беларусью и Украиной в будущем, а также в систему гарантий безопасности со стороны Беларуси в адрес Украины и для Беларуси со стороны международного сообщества.
Читайте еще
Избранное