Шрайбман: «Опасно, когда ты зависишь от решений, которые принимает 70-летний человек, имеющий ограниченную информацию»
Должен ли весь народ отвечать за действия своего правителя?
Политический аналитик Артем Шрайбман считает, что белорусам, в отличие от россиян, удалось избежать массового хейта к себе в связи с произошедшими событиями.
— Я тоже, выезжая из Украины 24 февраля, сталкивался с разным отношением, — рассказал политолог в эфире канала Media IQ. — Были те, кто, увидев белорусские номера на машине, ругались, мол, почему не едешь к своему батьке. Но когда я объяснял ситуацию, абсолютно все — и военные, и гражданские, и даже люди из Нацгвардии с автоматами относились с пониманием.
Все-таки нет общего восприятия белорусов, как виновников произошедшего, 2020 год очень изменил отношение к нам и поляков, и литовцев, и украинцев. От властей стран Балтии мы вообще слышали предупреждение своим гражданам о недопустимости массового хейта в отношении белорусов и даже россиян.
Хотя, очевидно, что в этой парадигме россияне гораздо меньше сделали, чтобы дистанцироваться от своей власти.
На индивидуальном уровне такого было много и было бы еще больше, если бы Беларусь ввела свои войска. Но эмоции, которыми это все объясняется, как и все остальные эмоции, проходят. И я надеюсь, это не станет вечным клеймом белорусов.
Аналитик напомнил, что истории известны примеры, когда авторитарные правители вмешивались в события соседних государств без согласия своих народов.
— Например, многие страны сотрудничали с Гитлером во время Второй мировой войны. Но сегодня мы не слышим обвинений в адрес австрийцев, румын, болгар, венгров. Мало кто воспринимает эти народы, как пособников, скорее, к ним относятся, как к жертвам, правительство которых оказалось не на той стороне.
Мне кажется, война закончится и все-таки негативные внешние раны, которые появились у белорусов из-за нее, пройдут. Останутся санкции, те же карточки не будут работать за границей и т.д. Но в целом, предпосылок для того, чтобы это стало стигмой именно для белорусского общества, я не вижу. С российским обществом все намного сложнее, — полагает аналитик.
Шрайбман считает, что произошедшее станет еще одним серьезным аргументом для самих белорусов о недопустимости власти, полностью оторванной он народа.
— Для белорусов это станет очень важным уроком, еще одной прививкой антиавторитарной вакцины. Еще больше людей поймут, чем чревато иметь власть, которая вообще никак не отвечает перед своим народом и способна на поступки, подобные тому, что сделал Лукашенко во время этой войны.
Такие люди не просто опасны, они непредсказуемы. Ни мы, ни россияне не знаем, в каком информационном вакууме, в каком коконе живут наши правители.
И это действительно опасно, когда ты зависишь от решений, которые может принять 70-летний человек, явно находящийся не в добром здравии, имеющий ограниченную информацию, потому что вокруг него люди, которые хотят только радовать и ублажать.
Осознание бесперспективности такой пирамидальной структуры власти должно стать самым важным уроком, который нужно вынести из этого. В остальном, если закончится война, через какое-то время мы уже и не вспомним тех коротких негативных последствий, с которыми сталкиваемся сейчас, — уверен Шрайбман.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное