Шрайбман: «Боевой дух нападающих слабнет, и это вряд ли можно исправить количеством войск»

В чем фатальный просчет российской власти?

Политический обозреватель Артем Шрайбман рассказал, к чему приведет продолжение российской агрессии в Украине и «союзная» эскалация с Западом.

— Из того, что я слышу — из Беларуси бегут все, кто может бежать. По доступным направлениям «Белавиа» рейсы до середины марта были раскуплены еще три-четыре дня назад, — отметил аналитик на Эхе Москвы.

Можно ли говорить о полноценной экономической войне России и Беларуси с Западом, или громкие заявления скрывают под собой подковерные переговоры?

— Я бы даже не назвал это войной, а «санитарной операцией» — идет полное отключение наших стран от товарных и финансовых потоков, — отмечает Артем Шрайбан. — Пусть неравномерно, но тренд абсолютно очевиден. И при продолжении войны — а она, судя по всему будет продолжаться, и Западу придется реагировать, особенно с увеличением числа жертв среди гражданских, увеличением ужасных картинок в западных СМИ — будет усиливаться и экономическая блокада.

Есть ощущение, что даже Китай с осторожностью относится к тому, чтобы предоставлять России свои возможности для обхода санкций.

Аналитик говорит, что все еще не чувствует достижения некоего эквилибриума, в котором ситуация стабилизируется, и Россия и Беларусь на годы погрузятся в состояние Северной Кореи:

—  Будет, на мой взгляд, либо какой-то откат от войны — Путин ли поймет издержки, люди ли вокруг осознают, что надо что-то с ним сделать, либо увидим какую-то эскалацию, которая сделает наши сегодняшние проблемы детскими.

Теперешнее состояние — не вижу, как оно может удерживаться в долгосрочной перспективе, просто с точки зрения того, что из-за прерывания импортных цепочек базовых продуктов скоро может начать не хватать. Через какое-то время в городах, построенных на импортозависимой промышленности, перестанет платиться зарплата… Дальше, по идее, начнется волна забастовок, и это может привести к разбалансировке системы управления на локальном уровне и поднимется вверх.

Это будет политизация общества через холодильник, через безработицу. Это не тот вид политизации, который случился в Беларуси в 2020-м году — это был протест этический, и его постоянно забивали дубинками под асфальт. Но тем, кто выходил на протесты, все-таки оставалось, что терять.

А в ситуации, когда у вас будут сотни тысяч безработных, вышедших на отсутствующий рынок труда — это будут другие протесты. Не знаю, закончится ли война до этого, удастся ли российской власти избавиться от части санкций до наступления таких последствий, но мой тезис в том, что устойчивым статус-кво быть не может.

Украина, по мнению политобозревателя, сегодня живет в режиме отечественной войны. И большая ошибка российской власти — недооценка разницы в настроях нападающих и обороняющихся:

— С каждым днем моральный дух тех, кто обороняется, особенно с учетом того, что они видят жертвы и разрушение инфраструктуры, крепнет, а воинский, любой другой боевой дух нападающих — слабнет. И это то, что вряд ли можно исправить количеством войск. Я не вижу стратегии выхода российской власти из этого тупика. Горизонтальное общество — это не казарма, сменить лейтенанта в казарме недостаточно для того, чтобы все остальные перестали сопротивляться.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.1(80)