Экономика
Павел Рос

«Шоковую терапию» можно применить только один раз»

Глава отдела содействия торговле и инвестициям посольства Польши в Беларуси Збигнев Шмуневски встретился с журналистом «Салідарнасці», чтобы поговорить о настоящем и будущем белорусско-польских экономических отношений.

— В конце сентября в Польше прошел форум «Добрососедство», на который белорусские чиновники возлагали большие надежды в плане налаживания контактов с польским бизнесом. Удалось ли добиться каких-то конкретных результатов?

— Белорусский фирм в этом году приехало меньше, чем планировалось — все-таки мероприятие проходило довольно далеко — в Познани, ну и кризис в белорусской экономике все-таки чувствуется. Это не секрет, об этом говорил недавно и президент вашей страны.

Тем не менее, был достаточно серьезный уровень — присутствовали замминистра экономики и министр сельского хозяйства Польши. С белорусской стороны был замминистра сельского хозяйства и продовольствия, а также заместители губернаторов Брестской и Гродненской областей.

Больше всего говорили о том, что нужно уделять внимание сотрудничеству в совместном производстве, проектам по созданию инновационных изделий. Должно быть меньше простой торговли — и больше производства. А что касается торговых отношений, то, на мой взгляд, если в Беларуси будет производиться хороший продукт, то он без проблем продастся в Польше. Также большой интерес был связан со сферой сельского хозяйства и продовольствия.

— В последнее время много говорится о том, что, возможно, Беларусь делает некий «поворот» в сторону Европы. В частности, Александр Лукашенко недавно заявил, что он готов «учиться у ЕС». Ощущается ли это в белорусско-польских экономических отношениях?

— Я не совсем понимаю, о каком повороте идет речь. В белорусской экономике ключевая роль по-прежнему принадлежит государству. Такая схема действует в Беларуси уже 20 лет и, на мой взгляд, сегодня продолжает действовать.

В таких условиях работают белорусские фирмы, и к таким условиям должны быть готовы те польские компании, которые хотят работать в вашей стране. Это то, что я вижу сегодня. Возможно, какие-то изменения и происходят, но, чтобы они стали заметными, нужно время. Это не короткая и не простая дорога.

— Возможно, речь идет о том, что в связи с экономическими проблемами, Беларусь просто вынуждена быть более открытой для Европы?

— Есть важное отличие. Беларусь находится в составе ЕАЭС, а Польша – в Евросоюзе. И эти структуры очень сильно отличаются — по крайней мере, пока. И эта ситуация быстро не изменится, нужно это понимать. Поэтому сегодня нам бы хотелось, чтобы Беларусь для Евросоюза стала окном в евразийскую зону, а Польша – окном в европейскую. Это может получиться, но над этим нужно много работать.

— Была ли в Польше ситуация, сравнимая с той, которая сегодня наблюдается в Беларуси – с падением зарплат, ростом цен, экономической нестабильностью?

— У нас был такой период — в 90-е годы, когда начиналась экономическая перестройка, когда запущен был в работу «план Бальцеровича». В первое время люди вообще не понимали, что случилось. Был резкий спад экономики, многие фирмы закрывались, а у народа началось беспокойство. Все это продолжалось два года – и только после этого начался рост, и постепенно все стало нормально.

Но такую «шоковую терапию» можно применить только один раз – в определенное время и в определенном месте. Если в Польше получилось, хоть и с ошибками, но получилось, то это не значит, что такая же схема сработает в Беларуси. Я считаю, что белорусы должны сами решить, какие изменения им нужны.

Вашей стране нужно выработать свой опыт – не польский, не украинский, а белорусский опыт. Надо проводить реформы, которые разработаны под ту конкретную экономическую и политическую ситуацию, в которой находится страна.

Когда люди в Беларуси станут более обеспеченными, они перестанут думать о том, как им заплатить за электричество, а начнут думать о том, как им обустроить страну, общество, начнут проявлять инициативу. Думаю, что это неизбежный процесс.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)