Общество
Александр Заяц, TUT.BY

Сергей Плыткевич: Беларусь — песчинка в мире, привлекательная и неизведанная

Одни называют Беларусь «черной дырой в центре Европы», другие — «легкими Европы». Понятно, что эти характеристики взяты из разных сфер жизни. Но полярность таких высказываний не может радовать. Немудрено, что иностранные туристы не частые гости в Беларуси, а доля туризма в ВВП составляет 0,05%. Вместе с тем во многих странах туризм — это реальный сектор экономики. Порассуждать на тему перспектив развития туризма в Беларуси мы пригласили главного редактора газеты "Туризм и отдых", директора издательства "Рифтур" Сергея Плыткевича.

— Как бы вы оценили ситуацию в туристической отрасли сегодня и 14 лет назад, когда с головой погрузились в эту сферу?

— За это время ситуация серьезно изменилась. Несмотря на сложности, белорусские турфирмы окрепли, расширили комплект услуг и туров, многие стали настоящими профессионалами. А сначала для наших граждан туризм давал огромные перспективы. Границы к тому времени уже открылись, люди начали путешествовать. Многие открывали для себя новые страны, но о поездках на Канары, Мальдивы и в экзотические страны еще мало кто помышлял. Сегодня турами в эти страны и на эти острова настоящих путешественников уже не удивишь. Выбор маршрутов огромный. Были бы деньги.

Поэтому можно сказать, что белорусы в какой-то мере приобщились к мировой туристической цивилизации. Но в том-то и дело, что лишь в какой-то мере. К сожалению, сложностей меньше не стало. Проблемы с открытием виз в посольствах иностранных государств как были десять лет назад, так и остались до сих пор. Раньше народ рвался в Польшу в шоп-туры, автобусы на границах стояли по 10-12 суток. И это было что-то невообразимое с точки зрения западных людей. Но для наших граждан это было нормально, это была их работа. Сегодня открыть визу в Польшу или Литву также проблематично. А после присоединения наших соседей к Шенгенскому соглашению положение еще больше усугубилось.

Беларусь находится в центре Европы и заинтересована в развитии въездного туризма. Однако мы в этом аспекте отстаем от наших соседей. Литва гораздо меньше по территории и количеству населения в сравнении с Беларусью, а Вильнюс меньше Минска, но эту страну посещает гораздо больше иностранных туристов.

Еще одна принципиальная разница между днем сегодняшним и началом 90-х — это интерес к отдыху в Беларуси. Если раньше такой отдых ассоциировался лишь с поездками в санатории и профилактории, то теперь люди начинают путешествовать по родной стране, активно развивается агроэкотуризм.

— Чем Беларусь может привлечь интуриста?

— Развивать въездной туризм можно лишь на базе того, что есть в стране, или на базе того, что еще необходимо создать. В Беларуси, в отличие от ряда европейских стран, сохранилась изумительная природа, свежий воздух. Иностранцы часто удивляются: "И это у вас есть?!" У нас есть хорошие охотничьи хозяйства.

К сожалению, нам сложно конкурировать по историко-культурному наследию. Одна война, вторая война плюс наша советская безалаберность, которая хуже войн, многое уничтожили. Однако кое-что все же сохранилось.

У Беларуси выгодное географическое положение. Через нашу территорию самый короткий путь с запада на восток. Кроме того, на территории Беларуси происходили события, которые важны для ряда стран. Для примера возьмем французов. Путь Наполеона в Москву и обратно по нашей земле. Под Борисовом есть памятные исторические места. Также на нашей территории проходили шведские, немецкие, российские военные кампании. Думаю, есть немало людей, которым интересна история своих стран. Лучше, конечно, организовывать комбинированные туры совместно с соседями — Россией, Украиной, Польшей, Литвой. Потому как маловероятно, что иностранные туристы поедут в такой тур ради одной Беларуси.

— Но если у нас есть что посмотреть, почему иностранцы не очень охотно посещают Беларусь?

— Все очень просто. Турист должен знать, куда он едет, у него должна быть масса информации об этой стране. Например, по «Евроньюс» показывают серию шикарных рекламных роликов о Румынии: граф Дракула, море и так далее. Создается образ красивой и благополучной страны, в которую можно поехать. А раньше Румыния ассоциировалась с нищей, убогой социалистической страной. После вхождения в Евросоюз Румыния активно рекламируется, привлекаются инвестиции в туристическую отрасль, строятся отели и так далее. Беларусь такими рекламными кампаниями похвастаться пока не может.

Второй момент — политический. У нас на высшем уровне конфликтная ситуация с соседями. Западные (и не только) журналисты настроены против Беларуси. Они о нас распространяют негативную информацию… В головах иностранцев складывается ужасный образ Беларуси. Чтобы не быть голословным, приведу один пример. В прошлом году мы проводили совместную с литовцами туристскую экспедицию «Шляхамі графа Канстанціна Тышкевіча». 150 лет назад он проплыл путь от деревушки Камено до впадения реки Вилии в Неман. Спустя полтора века белорусы и литовцы решили повторить это путешествие графа. Так вот, жители Вильнюса, которые были в нашей компании, боялись ехать в Беларусь, потому что опасались, что их здесь в любой момент могут арестовать. Это кажется абсурдным, но такова реальность! Если люди боятся к нам ехать, значит, они думают, что у нас авторитарная власть, плохая милиция и так далее.

Нам надо сделать все возможное, чтобы изменить такое негативное представление о себе. Потому что абсолютное большинство побывавших у нас иностранцев находятся под очень хорошим впечатлением. Они говорят, что еще нигде не встречали такого гостеприимного народа. Особенно такая теплая реакция характерна для посетивших белорусскую глубинку.

Поэтому сейчас главная задача — переломить стереотип о Беларуси как о «последней диктатуре в Европе». Если мы будем оставаться за занавесом, то ничего хорошего это нам не принесет. Не только для въездного туризма, но и для всей страны.

— Предположим, что идеологический барьер будет преодолен. Однако я не поверю, что прихотливые иностранцы останутся довольны уровнем сервиса в тех же гостиницах…

— Конечно, сервис оставляет желать лучшего. И дело не только в гостиницах. На основных автомобильных трассах нет достаточного количества обустроенных туалетов и точек питания. Нам надо создавать инфраструктуру, чтобы иностранец, приехав в Беларусь, думал только об отдыхе.

— Как вы относитесь к тому, что турфирмы и туроператоров вынуждают заниматься въездным туризмом?

— Я думаю, эффективность таких методов будет ничтожна. Турфирмы сделают вид, что занимаются въездным туризмом, отчитаются в Минспорта, но реальных результатов не будет. Другое дело, если людям создать условия, заинтересовать их, если они ощутят, что это выгодно, — вот тогда результат будет совершенно другой. И толкать никого не нужно будет. Вот пример. Мы делаем каталог белорусских усадеб по заказу «Белагропромбанка». Этот банк выдает кредиты для развития сельского туризма, люди в них заинтересованы. Такая конкретная акция является лучшим стимулом, нежели административный ресурс.

Впрочем, сначала может быть и «пинок». Таков наш славянский менталитет. Если не надавить, никто и делать не станет. С одной стороны плохо, что оказывается силовое давление, с другой — хорошо хоть какая-то работа идет. Но, повторюсь, кроме принуждения и подталкивания государство должно создавать условия для нормальной работы. Ведь развитие туризма дает не только прямые финансовые результаты, но и косвенные. Если человек не отдохнул нормально, то и вряд ли будет хорошо работать. Значит, экономика страны не будет полноценно функционировать. Кроме того, развивая туристическую отрасль, мы вместе с тем совершенствуем сферу услуг, развиваем торговлю и транспортную сеть, налаживает культурные связи…

— Давайте теперь поговорим немного о вас. В начале 90-х годов вы были политическим обозревателем «Народной газеты». Сегодня многие молодые люди, узнав об этом факте, отреагировали бы язвительно, мол, с этим Плыткевичем все понятно…

— В те времена, быть может, это и грустно звучит, пост политического обозревателя «Народной газеты» был вершиной журналистской карьеры. Тогда слово журналиста было весомее, нежели сейчас. Было время перемен, привнесенная извне волна политической борьбы, состязания разных точек зрения… Одна газета была на стороне Кебича (Вячеслав Кебич — председатель Совета министров), другая — на стороне Шушкевича (Станислав Шушкевич — председатель Верховного Совета). Была возможность подискутировать.

Я был одним из первых белорусских журналистов, посетивших «горячие точки» бывшего СССР — Нагорный Карабах, Армению, Грузию, Таджикистан. Был в числе первых, кто работал на «Радио Свобода». Сотрудничал с газетами в Литве и Польше. В общем, работы было море. Кроме того, мы стали выпускать свою частную газету. В один прекрасный момент Середичу (Иосиф Середич в начале 90-х — главный редактор «Народной газеты», ныне возглавляет «Народную волю») предъявили претензии, что его журналисты, кроме всего прочего, издают частные газеты. Главный редактор меня вызвал и сказал, что, мол, прекращай ерундой заниматься, перед тобой открываются прекрасные перспективы, а зачем тебе эта никому не известная газетка. А я в душе турист, много путешествовал, поэтому попытался было возразить, мол, как вы сможете меня уволить, если я по всем показателям передовик.

В итоге был поставлен перед выбором: или своя маленькая газета, или перспектива в большой журналистике. Я выбрал свободу. Хотя вначале было очень трудно. И сейчас я об этом не жалею. Понадобилось полтора-два года, чтобы поднять статус газеты «Туризм и отдых». Тогда я был поражен одним моментом. Когда был политическим обозревателем, все говорили, дескать, Плыткевич ты такой «крутой», тебя все знают. Однако, окунувшись в другую сферу, уйдя в издательский бизнес, выяснил, что политикой интересуется 3-5% людей. Остальных волнует быт, жизнь, семья, отдых и так далее.

Газета постепенно развивалась. Я же в свободное время ездил по Беларуси и фотографировал интересные места — церквушки, замки, руины, природу… Все удивлялись: зачем тебе это нужно? А я говорил: пока — просто нравится, а потом, может, и пригодится. Первый фотоальбом «Мая Беларусь» вышел в 2001 году.

Вскоре родилось специализированное издательство «Рифтур», занимающееся выпуском путеводителей по Беларуси на разных языках. Считаю, что у каждого нашего города или района должен быть красивый путеводитель. Мы ничуть не хуже соседей. А местами где-то даже и лучше. Сейчас мне интересно заниматься изданием книг, и, думаю, ближайшие несколько лет мы будем двигаться в этом направлении.

— Многие отмечают ваш фотоальбом «Нечаканая Беларусь». На протяжении трех лет десятки раз поднимались в небо для того, чтобы с высоты птичьего полета сфотографировать Беларусь. А вам самому какой из альбомов больше нравится?

— Я являюсь тем человеком, которому не нравится практически все. Вначале я радуюсь достигнутому, но уже через какое-то время вижу все недостатки и начинаю думать о том, как сделать другой проект, который должен быть гораздо лучше предыдущих. Если говорить об изданных книгах, то, безусловно, самой трудной и в то же время успешной была «Нечаканая Беларусь». Мы выпустили 5 тысяч экземпляров и почти за год все продали. Особо подчеркну — проект был реализован без госдотаций. Скоро мы переиздадим эту книгу под новым названием — «Планета Беларусь».

— Назовите пять мест в Беларуси, которые, по вашему мнению, должен посетить каждый белорус.

— Первое — это Полоцк, колыбель Беларуси, там в некоторой степени сохранился белорусский дух. Главной достопримечательностью Несвижа является резиденция магнатов Радзивиллов. Городской поселок Мир также примечателен своим замком. Новогрудок — один из древнейших городов на белорусской земле, некогда столица Великого княжества Литовского. Обязательно следует посетить Гродно. Если выйти за установленные вами рамки, то нельзя не отметить Пинск, Полесье.

Отдельно надо сказать о природе. Браславские озера, Национальный парк «Нарочанский», Голубые озера. Река Припять во время разлива — это вообще уникальная вещь, наша Амазонка. Потрясающая природа в заказнике «Козьяны» в Шумилинском районе на болотах и озере Ельня в Миорском районе. Эти места современному городскому жителю малоизвестны. Хотя там есть что посмотреть. Ну и, конечно, Беловежская пуща.

— Если возьмем более глобально…

— Из дальних путешествий самое сильное впечатление произвел Китай. Там Беларусь показалась песчинкой в мире! Китай развивается с невероятной скоростью. Хотя раньше слово «Шанхай» было для меня синонимом бедности. Но сегодня Китай движется вперед семимильными шагами. Это уникальный регион. С одной стороны — коммунистическая партия, дисциплина, с другой — экономическая свобода, стремительное развитие, к тому же, это одна из самых древних цивилизаций. Я думаю, что через несколько десятилетий не Европа и Америка, а именно Китай будет доминировать в мире. Там создается история земного шара!

Из других стран, наверное, следует выделить Юго-Восточную Азию. Например, Таиланд. В Америке не был и не хочу почему-то. (Улыбается.) А в принципе, мне нравится Беларусь. Пять дней в неделю я занят решением текущих вопросов в редакции, а на выходные выезжаю на природу, открываю для себя снова и снова удивительные места Беларуси.

Справка

Сергей Плыткевич родился 7 августа 1963 года в Петриковском районе Гомельской области. Окончил Полоцкий лесной техникум и факультет журналистики БГУ. Работал в газетах «Белорусский университет», «Чырвоная змена», «Праца» (теперь — «Беларускі час»), «Народная газета», на «Радио Свобода». Сегодня он главный редактор газеты «Туризм и отдых», директор издательства «Рифтур», автор фотоальбомов «Мая Беларусь», «Беларуская экзотыка», «Ад Полацка пачаўся свет», «Нечаканая Беларусь» и др. И.о. председателя БОО «Фотоискусство».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)