«Сейчас маленькой помощи не бывает»
Белорусская диаспора Литвы одной из первых откликнулась на призыв поддержать украинцев. После начала войны в пункты приема гуманитарной помощи, которые появились в Вильнюсе, выстраивались очереди.
Кто-то нес одежду, кто-то покупал еду, кто-то переводил деньги. Хотя первая мощная волна солидарности уже спала, волонтеры не прекращают работу. Почему это важно не только в конкретно взятом случае, — в репортаже «Салідарнасці».
«Там у людей может не быть времени и возможности»
— Кое-чего до полного набора не хватает, — раскладывает по коробкам продукты девушка-волонтер. — Пока у нас дефицит консервированной каши, сгущенки, детского питания, подгузников для взрослых, одноразовых полотенец…
Набор рассчитан на одного человека и составляется по списку, присланному украинской стороной. В коробке оказывается только самое необходимое на войне: каша, хлебцы, шоколад, черный чай, а также средства гигиены — зубные щетки, паста, туалетная бумага и пр.
— Здорово, когда консервы можно открыть вручную и не требуется специальный нож, — демонстрирует «правильную» банку Анна. — Чем меньше усилий — тем лучше. Там у людей может не быть времени и возможности.
«Там» звучит драматично и на несколько мгновений повисает пауза, во время которой каждый из присутствующих погружается в тяжелые мысли.
— А еще лучше передавать не огромные упаковки, а небольшие, — выводит нас из оцепенения волонтер. — Тогда их проще распределять по наборам, не нарушая целостность упаковки. Вот, например, четыре зубные щетки. Это значит, что придется искать семью из четырех человек. Нерационально…
Как говорит девушка, процесс сбора и распределения помощи уже отлажен до мелочей. В конечном счете наборы будут сформированы — того, чего не хватает, приобретут за благотворительные деньги.
Через несколько дней гуманитарную помощь погрузят в автомобиль, который отправится в Украину, где его получат местные волонтеры. Каждый этап пути пройден неоднократно. Это уже восьмая партия, которую отправляют в Украину при поддержке белорусских организаций (B*SOL, «В*сна», «Актыўнымі быць файна» совместно с БАЖ и др.).
«Мы в гораздо более лучшей ситуации, чем украинцы»
У Анны, которая приехала в Вильнюс из Тулы, большой опыт волонтерства — в России она ездила по домам престарелых, психоневрологическим интернатам, отделениям милосердия. Помогала старикам и людям с ментальными проблемами.
— Когда узнала, что началась война, некоторое время была в истерике, — признается девушка. — Придя в себя, полезла в интернет и увидела в Instagram объявление о том, что ведется сбор гуманитарки, но время приема ограничено, потому что в офисе не всегда есть люди. Предложила свою помощь — у меня относительно свободный график. Прохожу онлайн-обучение и не привязана к конкретному месту. И вот я тут.
В первые дни войны в Украине офис гражданской инициативы «Актыўнымі быць файна» (АБФ) в Вильнюсе был заполнен людьми. Многие приходили, потому что «невозможно сидеть сложа руки» и «надо что-то делать».
Но как водится, первая волна схлынула и наступило затишье. Теперь двери открываются изредка. Примечательно, что наиболее активную помощь продолжают оказывать студенты Европейского гуманитарного университета.
Это довольно необычно, учитывая, что сами студенты народ небогатый, и живут, как известно, от стипендии к стипендии. Вот как они сами объясняют мотив.
— Если каждый принесет по чуть-чуть — это будет большой вклад в общее дело, — говорят «Салiдарнасцi» Елизавета и Светлана, студентки ЕГУ. — Мы в гораздо более лучшей ситуации, чем украинцы. Как не помогать?
У обеих девушек есть родственники в Украине, но, как они говорят, помогают не только из-за семейных связей: «Если можем оказать поддержку, то почему бы не сделать этого?».
Еще будучи в Беларуси студентки участвовали в волонтерской деятельности — передавали продукты и вещи в детские дома, социальные приюты, помогали бездомным животным.
В западных странах студенты вовлечены во многие благотворительные проекты не потому, что большинство из них молоды и имеют много свободного времени. Это активные люди, на которых делают ставку, закладывая фундамент для здоровых отношений между обществом и правительством.
Подобные инициативы поддерживаются также на университетском уровне. Студенты на практике учатся налаживать социальные связи, оказывать поддержку нуждающимся и включаться в решение проблем в сложное для страны время.
В качестве жеста благодарности Анна предлагает девушкам сине-желтые плетеные браслеты. Эдакая материализация слова «спасибо».
«Когда Путин пришел к власти, я прекрасно понимал, чем это пахнет»
Сбором гуманитарной помощи ребята из вильнюсского офиса АБФ стали заниматься после начала войны. А в мирное время организация была ориентирована на образовательные инициативы, которые, впрочем, поддерживаются и сейчас.
Особенной популярностью среди белорусской диаспоры в Вильнюсе пользуются шведские кружки. В их основе — демократичность, желание взаимодействовать с другими и учиться чему-то новому.
Обычно собирается группа из 10-15 человек, которые составляют план встреч и определяют ответственных за каждое занятие (все исключительно по желанию). В роли спикера по очереди выступают сами участники кружка. Лидер присутствует, но он ведет себя на равных и не довлеет над остальными.
Это, конечно, не только про образование, а скорее про умение самоорганизовываться, критически оценивать информацию, слышать мнения других. Хорошо осведомленное общество, которое пронизано горизонтальными связями, представляет надежный конструкт, который может мобилизоваться перед внезапными вызовами и выступать крепким партнером для правительства.
Именно посетители шведских кружков в Вильнюсе были теми, кто первыми откликнулся на призыв помогать Украине. Сложился костяк волонтеров, которые организовали транспортировку гуманитарных грузов. Можно сказать, связка сработала.
Наш разговор прерывается. В офисе появляется женщина с сумкой в руках. Как оказывается, Ольга сама недавно была в Украине, откуда незадолго до начала войны пришлось перебираться в Литву.
Это тоже типичная история: страна, приютившая многих белорусов, стала для них близкой и родной. Улочки Львова, парки Киева, набережная Одессы… Для вынужденных релокантов это не просто открыточные виды, а исхоженные и излюбленные места. Оттого больно вдвойне слышать о ракетных обстрелах и колоннах бронетехники.
Следом в офис АБФ заходит Евгений, который узнал о сборе помощи из Facebook. Его жизненная история также связана с Украиной: «Там мои предки, были родственники в Черниговской области, Николаеве, Вознесенске. А в Херсоне учились мои родители, там же познакомились и поженились. Я сам до школы жил в Украине, пока мама не вышла замуж второй раз и мы не переехали в Беларусь».
С конца 1980-х годов мужчина живет в Литве, имеет гражданство балтийской страны, но испытывает теплые чувства к Украине: «Во всем этом я с 2014-го года. Когда Путин пришел к власти, прекрасно понимал, чем это пахнет».
Попрощавшись Евгений уходит, но через несколько минут возвращается опять с сумками. Объясняет, что в ближайшем магазине увидел продукты со скидкой: «Таких цен больше не будет, а на войне понадобится».
По словам волонтеров, часто оказавшие помощь возвращаются снова и снова. Это какое-то особое чувство — понимать, что вложился в нужное и полезное дело, не остался в стороне. Так легче.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное