«Сарай» на Октябрьской, дом Чижа и петунии. Что раскритиковал московский блогер в Минске
И что известному российскому урбанисту Илье Варламову ответил Байнет.
Известный своими путевыми заметками о городах разных стран московский урбанист и блогер Илья Варламов в очередной раз наведался в Минск.
В этот раз он сконцентрировался на появившихся в последние годы минских объектах, а также на упущенных в предыдущий приезд деталях. Предлагаем несколько фрагментов заметок урбаниста.
О доме Чижа
«Ещё в центре Минска стоит какой-то... Простите меня... я не хотел материться, но это какой-то лютейший пи…ц. В прошлый раз я его не замечал. Это жилой дом в стиле «А что, если из панельной коробки сделать замок?». Такие жилые комплексы в Москве строили в 90-е где-то на окраинах, но в Минске это убожество появилось в самом центре, и совсем недавно. Ладно, бывает: построили, сделали глупость, но почему его до сих пор не снесли?!»
О «сарае» на Октябрьской
«Переходя от одной площади к другой, мы с вами дошли до самого стрёмного здания Минска! Оно ещё только строится, но скоро уродец окончательно вылупится из яйца. Это Октябрьская площадь.
Давайте немного предыстории. До войны не было вообще никакой Октябрьской площади. Здесь были плотные кварталы. К сожалению, война стёрла эти кварталы с лица земли.
После войны руины убрали, а в центре образовавшейся площади поставили памятник Сталину. Обычно площади в городе формируются веками, они обрамлены высокими «заборами» нарядных фасадов, ведь выходить на площадь – это честь для любого дома. Но так как после войны денег особо не было, годами Октябрьская площадь была больше похожа на пустырь. К середине 50-х на этом пустыре построили Дворец культуры профсоюзов.
С этого здания и начала формироваться новая площадь. Дворец культуры – типичный представитель сталинского ампира: очень богато, торжественно, как праздничный торт.
Никто не знает, как сложилась бы судьба этой площади, не отойди людоед Сталин в мир иной, но что случилось, то случилось. А, как мы помним, после смерти Сталина началась борьба с излишествами в архитектуре, и вся новая застройка была аскетичной и простой. Наверное, это даже хорошо, потому что Дворец профсоюзов сразу стал кульминацией этой площади, а все остальные здания – словно оправа для него.
Видимо, огромных площадей в Минске было не слишком много, и в 70-е годы в центре Октябрьской решили построить ещё один дворец – Дворец Республики. Строительство затянулось до начала нулевых!
Здание получилось аскетичным и мрачным – а чего вы хотели от 70-х годов? Но оно и к лучшему. Несмотря на то, что новый дворец явно претендовал на лидерство в архитектурном ансамбле площади, лидером он так и не стал. (…)
И вот на площади появляется новый герой – сарай с рюшечками. Он пока не готов, но по рендерам хорошо понятно, что тут будет. В чём же проблема? Проблем тут много. Во-первых, это совершенно бездарная архитектура.
Попытка заигрывать с античной архитектурой без понимания, без должных знаний и опыта всегда приводит к провалу. Архитекторы взяли сарай, пошли на рынок и купили кучу пластиковой лепнины, чтобы украсить этот сарай.
Без понимания вообще, какой элемент куда надо крепить. В итоге на площади медленно проявляется здание, очень слабое и беспомощное с архитектурной точки зрения.
Но главная его проблема даже не в бездарной архитектуре. Главная проблема в том, что оно решило разломать всё вокруг. Вспомните архитектурный ансамбль площади. Кульминацией у нас был Дворец профсоюзов. Вот он, на рендере справа. С ним никто не спорил, а вся остальная застройка была скорее оправой для этого выскочки.
И теперь рядом с пышным сталинским зданием у нас появляется ещё одно. Оно стилистически очень похоже: фронтон, колонны, античный декор... Только в полтора раза больше! Оно не стоит рядом, не играет самостоятельную роль – оно передразнивает! Оно привлекает к себе внимание, пытаясь стать доминантой. Самостоятельно оно играть не может, но, растолкав локтями окружение и раздувшись, оно начинает обращать на себя внимание. (…) Строить тут это убожество – градостроительное преступление».
О пешеходной улице
«Ходить по Минску не так-то просто! Здесь почему-то очень любят цепи. Может быть, это пошло от выражения «нам нечего терять, кроме своих цепей»? А чтобы было что терять, решили сделать цепей побольше? В любом случае, цепей тут много, и нет никакого объяснения, зачем они нужны. Бывает, идёшь по тротуару, а тут бац! – и цепь».
«Это была попытка сделать пешеходную улицу в центре. На улице должен был быть проезд, и вот этот самый проезд для машин огородили цепью. Это яркий пример безграмотности проектировщиков. Пытаясь развести потоки и сделать улицу безопаснее, они, наоборот, сделали её опасной и непредсказуемой. Судите сами. Теперь для машин сделали коридор, огороженный цепями, и водитель думает, что можно смело ехать. Но так как улица пешеходная, люди постоянно переходят её во всех направлениях, перешагивая через цепи.
То есть водитель не ожидает увидеть никого на своём пути. В итоге здесь будет много конфликтов. А как делать? Да просто убрать цепи и оставить столбики. (…)
Вообще, с дизайном улицы большие проблемы. Она очень захламлена лавками, столбами, фонарями и другими конструкциями. Больше всего это похоже на склад металлолома».
О петуниях в горшках
«В Минске до сих пор делают узоры из цветов... Может быть, вы ещё цветочные часы сделаете? Ребята, на дворе 2019 год – отправьте тех, кто у вас отвечает за благоустройство, в Нидерланды, Данию или Германию. Советский Союз распался.
Кульминация всего этого колхозного благоустройства – петунии в горшках вдоль трасс! Да, они вдоль дорог на заборах вешают цветочные горшки. Безумие какое-то. Вместо того, чтобы высадить там, ну не знаю, кусты какие-то многолетние или деревья, они вешают ящики с петуниями, как бабушка ну себя на балконе».
О том, как на критику московского гостя отреагировали пользователи Байнета, — в небольшом обзоре «Салідарнасці».
Из комментариев на «Нашай Ніве»:
«А в чем собственно блогер не прав? Львов красивый город, Вильнюс красивый, а Минск – совок. Я хоть и минчанин в третьем поколении, считаю, что столицу надо переносить в Гродно. Более или менее европейский город».
«Глупые придирки по мелочам: а у вас указатели улиц не в одном стиле, а у вас тут лишний светофор стоит. Не стоит придавать слишком много внимания».
«Все правильно написано, в Минске не архитектор решает, а исполком с председателями и Зеленстрой (стригут, обрезают, сажают. где не попадя). А отдельными вишенками на торте – дом Чижа, проекты «Даны холдинг» окончательно убили город. Про строительство в старых районах вообще плакать хочется, а иностранцам показывают две, три улицы и все – типа весь Минск».
Из комментариев на дискуссионной площадке talks.by:
«Всё четко и по делу, все эти проблемы, которые поднял Варламов, не первый десяток лет обсуждаются, но никто ничего не делает».
«Со всем согласна. Особенно на счет колхозного озеленения. В нормальной стране давно расследовали бы, кому отдали заказ на эти чаны с петуниями, которыми весь город загадили».
«Тебя, великого деятеля, забыли спросить, как строить и что красить».
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное