А они это называют «уличным террором». Ситуация отсылает нас во времена, когда на террор отвечали красным большевистским террором. А сегодня они отвечают так называемым «правоохранительным» террором.
Сапелко: «Могут появиться многие тысячи фигурантов новых дел»
Правозащитник рассказал Филину о ситуации с политическими репрессиями в Беларуси, а также обратил внимание на взятую на вооружение практику силовиков.
В пресс-службе УСК по Минску рассказали, что в ведомстве создали видеотеку для вычисления «участников уличного террора». Также, по словам начальника комитета Сергея Паско, только за последние полгода задержаны более 280 человек. Из них 238 уже предъявлены обвинения, все они заключены под стражу.
Филин обсудил эти данные и высказывания представителей ведомства с юристом правозащитного центра «В*сна» Павлом Сапелко.
— Хочу отметить, что за первое полугодие задержаны 280 человек в одном только Минске, то есть 1-2 человека ежедневно. Нашим наблюдениям эти данные не противоречат.
Здесь также очень важно обратить внимание на практику, которую взяли на вооружение так называемые правоохранительные органы. Я говорю о заключении человека под стражу по менее тяжкому преступлению, когда, в принципе, нет оснований для применения такой крайней меры пресечения.
Кроме того, хотел бы еще отметить тональность заявлений представителей ведомства. По массовым беспорядкам (ст. 293 УК РБ) мы сейчас вообще не видим большого количества дел. В основном, это дела по статье 342 ч. 1 УК РБ.
Вторая большая категория, по которой постоянно происходят задержания, возбуждаются уголовные дела и выносятся приговоры, — это оскорбление или клевета в адрес Лукашенко, оскорбление должностных лиц и многочисленные преступления, которые фабрикуются по признакам статьи 130 УК РБ — разжигание социальной розни. Как правило, речь идет о различного рода высказывания в соцсетях.
— По словам Паско, благодаря анализу файлов в видеотеке, уже установлены более 1400 участников «уличного террора». Можно ли ждать увеличения числа задержаний?
— Да, нужно понимать, что количество задержанных может возрастать. Мы видели на пике уличных протестов в 2020 году сотни тысяч людей. Не все, конечно, из них могут быть фигурантами дел по 342 статье УК РБ, так как не все формально перекрывали движение, выходили на проезжую часть и так далее. Но тем не менее, вполне могут появиться многие тысячи фигурантов новых дел.
Мы видим, что тенденция на возбуждение вражды между властью и населением, между сторонниками демократии и правительством продолжается.
И именно эти данные об участниках протестов и о тех, кто оставлял какие-то комментарии в интернете, могут еще очень долго подпитывать репрессивную практику.
Важно отметить, что только сейчас СК возобновил сообщения о статистических данных по преследованию людей за участие в мирных демонстрациях и другие способы осуществления своих гражданских и политических прав.
Это изменчивая практика. В 2020-начале 2021 года статистика постоянно велась и озвучивалась различными ведомствами. Потом долгое время мы были без каких-либо данных, около года. Теперь же количество возбужденных уголовных дел по «протестным» делам удвоилось.
С одной стороны, это количество поражает воображение, а с другой — мы понимаем, что этих фактов может быть на порядок или два больше.
Социальные сети в те времена кипели от высказываний насчет нарушения закона и права сотрудниками силовых ведомств и в целом действовавшей власти. И сегодня это продолжается.
Читайте еще
Избранное