В мире
Ольга Гулина, Forbes

Самый «щедрый» пакет гарантий предоставляет Голландия, Дания, Швеция и Германия

Приток беженцев активизировал и сторонников закрытия границ и граждан, готовых прийти на помощь приезжим.

14 сентября 2015 года представители 28 государств ЕС соберутся в Брюсселе для выработки единой стратегии по выходу из миграционного кризиса.

Очевидно, что решений, которые равным образом устроили бы всех, ни у кого нет. Дополнительная сложность — разное видение самого существа проблемы разными членами ЕС. Германии и Швеции, лоббирующим либерализацию режима предоставления убежища для отдельных категорий гуманитарных мигрантов, будут противостоять Голландия, Финляндия и Венгрия, как сторонники кардинального разрешения сложившейся ситуации (закрытие и укрепление границ, военные патрули на море и суше и т.д.).

Уже сегодня очевидно, что для снижения финансовой нагрузки на национальные бюджеты стран, принимающих гуманитарных мигрантов, в основу общеевропейской политики будет положен принцип различения «экономических» беженцев из Косово, Албании, Боснии и Герцеговины, бегущих от экономического хаоса в своих странах, и «политических» беженцев из Сирии, Эритреи, Афганистана, ищущих в Европе спасения от войн, ИГИЛа и вызванных ими разрушений. Первые, вряд ли, смогут рассчитывать на получения статуса беженца и связанных с ним правовых, социальных и финансовых обязательств со стороны ЕС; вторые — в облегченном порядке получат убежище и статус беженца.

Цена вопроса

В большинстве стран ЕС финансовые траты и дополнительные расходы национальных бюджетов являются центральным аргументом репрессивной антимигрантской риторики. Так сколько же стоят гуманитарные мигранты принимающему государству? Социальные обязательства перед ними сильно различаются от страны к стране.

Самый «скудный» пакет гарантий предоставляют Венгрия, Чехия и Польша. Самый щедрый — Голландия, Дания, Швеция и Германия.

Так, например, социальные обязательства Швеции перед гуманитарными мигрантами были установлены еще в 1994 году, и с тех пор ни разу не пересматривались. Финансовая составляющая государственной помощи определяется местом размещения мигрантов. Те, кто проживают в государственных центрах размещения, предоставляющих еду, проживание и отопление бесплатно, получают в качестве «карманных денег» 720 крон (76.50 евро) на одного взрослого; 570 крон (60 евро) на человека для взрослых, проживающих в партнерстве или браке; 360 крон (38 евро) на ребенка в возрасте до 18 лет. Сумма государственной помощи для лиц, размещенных вне государственных центров, гораздо существеннее. Государство гарантирует им пособия в сумме 2130 крон (226 евро) на одного взрослого и 1830 крон (194 евро) на человека для взрослых, проживающих в партнерстве или браке.

В Германии, согласно закону «О гарантиях лицам в поисках убежища», изменения в который были внесены в марте 2015 года, беженец ежемесячно получает 143 евро в свободное распоряжение, как правило наличными, и 216 евро для покрытия расходов на еду, одежду и передвижение, которые на усмотрение федеральной земли могут быть выплачены наличными или предоставлены в виде услуг. Помимо этого государство берет на себя расходы на проживание и отопление. Последние выплаты определяются уровнем жизни в той или иной федеральной земле и могут составлять от 323 евро на взрослого, и от 217 евро до 283 евро для детей в возрасте до 18 лет.

Можно ли прожить на эти деньги в месяц? Наверное, можно, но очень трудно, ведь даже пособие по безработице в Германии составляет 399 евро. А сравнительный анализ пособий, выдаваемых Швецией гуманитарным мигрантам и гражданам страны, вообще несопоставим. Так, сумма социальных пособий на семью беженцев, состоящих из 2 взрослых и 4 детей, составит 8160 крон (867 евро), а сумма социального пособия для аналогичной семьи граждан Швеции, состоящей из 2 взрослых и 4 детей, будет 19 450 крон (2066 евро).

Нужно отметить, что груз финансовой «ответственности» с принимающими гуманитарных мигрантов государствами готов разделить и Евросоюз. С одной стороны, ЕС гарантирует выплату «компенсаций» за каждого принятого беженца. К примеру, Польша получит 10 тыс. евро за каждого гуманитарного мигранта, принятого с Ближнего Востока и 6 тыс. евро за мигрантов, перемещенных на ее территорию из Греции и Италии.

С другой стороны, Европейская Комиссия оказывает финансовую поддержку в реформировании и улучшении условий для беженцев в третьих странах. Так, в 2015 году Косово получит 7,1 млн. евро для создания центров размещения беженцев и организации более эффективного менеджмента гуманитарной миграции; размер помощи Турции составит 469 млн евро, из которых 130 млн евро должны быть потрачены на строительство центров размещения и 94 млн евро на любые программы содействия правительству Турции, связанные с беженцами из Сирии.

Расколотое общество

Европейское общество, воспитанное на идеалах равенства и единой Европы, столкнувшееся с всевозрастающим потоком гуманитарной миграции, оказалось расколотым. С одной стороны, жители Европы, как и большинство российских обывателей, предпочитают размеренную жизнь без потрясений и изменений. Но приток беженцев, антиимиграционная риторика политиков и СМИ не создают благоприятной среды для этого. Как следствие, в ряде государств ЕС усилились выступления представителей праворадикальных партий.

В Голландии премьер-министр Марк Рутте под давлением сторонников своей партии заявил о необходимости закрытия 30 региональных центров размещения беженцев, прозванных в народе «еда, кровать и ванная (bed, bath and bread)».

В Германии, за первую пол. 2015 года полиция зафиксировала более 500 нападений на центры размещения беженцев (против 198 за весь 2014 год). В результате правительство страны даже потребовало от корпорации Google сокрыть все места размещения беженцев c Google maps на территории Германии.

С другой стороны, расползающаяся гуманитарная катастрофа в современной Европе заставила будущих избирателей в Исландии, Германии, Швеции стать двигателями активных изменений и трансформации политической линии своих государств. Так, 327 тысяч жителей Исландии, благодаря стартовавшей на страницах Facebook кампании, заставили правительство свой страны пересмотреть квоту на принятие гуманитарных мигрантов из Сирии и предоставили убежище в своих домах 11 тыс. сирийским гражданам вместо 50, запланированных правительством страны.

В Австрии, стартовавшая в Facebook кампания «мы не хотим стать могилой для беженцев», вывела 20 тыс. жителей страны на демонстрации в поддержку беженцев. Интернет-сообщество London2Calais организовало центр раздачи одежды, туалетных принадлежностей и еды, задействовав водителей, ежедневно перевозящих грузы по туннелю в лагерь для беженцев Calais.

Интернет стал пунктом «единения» и началом гражданских инициатив во многих странах.

В Германии была запущена инициатива #welcomerefugee, к которой подключились представители бизнеса и политических элит, а равно простые граждане страны. Немецкая семья из Берлина создала интернет-страницу, на которой все желающие могли разместить объявление о свободной комнате в своем доме для размещения беженцев.

Футбольный клуб Borussia Dortmund организовал и оплатил билеты 220 беженцам, прибывшим в Дортмунд, на игру в рамках начавшегося чемпионата национально футбольной лиги. Университет Гумбольдта в Берлине открыл бесплатный доступ ко всем лекциям и семинарам для беженцев и членов их семей.

Регулировать поток подобных гражданских инициатив приходится уполномоченным органам. Как результат, мэрии Мюнхена, Лейпцига, Берлина создают механизмы и платформы по организации и координации правовой, гуманитарной, языковой помощи и административной поддержки для гуманитарных беженцев со стороны населения.

Однако все эти гражданские инициативы являются каплей в море проблем, решить которые силами волонтеров и гуманитарных, общественных, неправительственных организаций невозможно. Для их решения и преодоления нужна политическая воля, а вот здесь и начинаются сложности.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)