Общество

Анастасия Зеленкова

Романчук: «Зарплату учителей надо увеличивать вдвое. Нужно $700 миллионов»

Известный экономист поддержал план изменений в сфере образования, предложенный известным IT-бизнесменом. Однако видит шлагбаум в лице министра Карпенко и ко.

Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук в экспресс-комментарии «Салідарнасці» высказал свое мнение относительно реальности идей Виктора Прокопени по реформированию системы образования.

— Я согласен с Виктором Прокопеней. То, что он сформулировал, я тоже неоднократно озвучивал публично, — отметил экономист. — Превращение белорусской школы в полноценный институт человеческого капитала можно только приветствовать.

При этом Романчук иначе оценивает необходимые затраты на образование. Напомним, Виктор Прокопеня предложил поднять зарплату учителей до средней, для чего потребуется $186 миллионов в год.

— Я считаю, что зарплату учителей нужно увеличивать вдвое. Для этого нужно $700 миллионов, — считает Романчук. —Это необходимо, чтобы радикально поменять приоритеты правительства и страны. Подготовка человеческого капитала не может вестись бедными людьми, которые собирают крохи, работают на две ставки. А еще важнейший аспект: нужно, чтобы в среднюю школу наконец пошли мужики, потому что 80% учителей сегодня – это женщины. Когда будет зарплата 700 долларов, когда будет премиальный фонд у директора для премирования особо талантливых учителей, тогда на тысячу долларов количество талантливых мужиков в школах точно прибавится. 

Удачным экспериментом, по мнению экономиста, может стать и создание ИТ-вуза:

— Появление такого вуза вне рамок Минобразования – это тоже расширение конкуренции. Вот в свое время была советская стоматология, потом решили сделать частную — и получили хороший результат, — приводит пример Ярослав Романчук. — Или была группа хороших молодых людей с мозгами — сделали ПВТ. Так и здесь. Если для того, чтобы в экспериментальном порядке доказать преимущество вот такого учреждения, то это нужно приветствовать и поддерживать. И это лучше, чем если Минобразования будет все согласовывать — тогда этот процесс затянется на многие-многие годы.

Вообще, по мнению эксперта, глядя на лица чиновников от образования, сложно поверить в возможность каких-либо преобразований в самой системе:

— Хочется, конечно, похвалить их, что они участвовали в дискуссии. Но надо понимать, что такие, как Карпенко — это шлагбаум, управленческий тупик. И не только один Карпенко. Такая же ситуация у нас в АПК, в других сферах. Это люди, которые даже не понимают сути промышленных процессов и экономики в целом. И если есть ребята из ПВТ, которые видят и осознают, чем это грозит для существующей структуры производства, то нужно к ним прислушиваться, в том числе и назначать на такие кадровые позиции.

При нынешнем подходе к системе образования наша школа перестает быть храмом науки, а превращается в обслуживающий персонал различных госорганов, считает Ярослав Романчук.

— Там и металлолом, и БРСМ, и прочая совершенная фантасмагория. У нас исполкомы по факту регулируют деятельность школ, и они превратили белорусские школы в своих крепостных для выполнения разного рода функций. Отсюда и все проблемы, — отмечает экономист. — Нужно четко прописать, что они не должны влезать в деятельность школ, не должны напрягать директоров и учителей, а защищать их. Школа должна быть храмом науки и знаний, а не ефрейтором Министерства образования, посыльным министерства ЖКХ и массовиком-затейником для проведения спортивных мероприятий. 

Именно поэтому создание каких-то очагов образования вне вузов должно подстегнуть к трансформации белорусской школы в целом и системы образования, создать конкуренцию.

— И хорошо, когда появляется центр, группа людей, которая доносит информацию до президента, до премьера, до руководителя парламента. Мое видение школы гораздо ближе к видению Прокопени, чем Карпенко. И чем больше будет сторонников таких реформ, тем быстрее они будут идти, — уверен Ярослав Романчук.