Романчук: «В Советском Союзе была условная конкуренция между производителями. В Беларуси она тоже будет принимать гротескные формы»

Кочанова требует, чтобы в магазинах был широкий выбор, но как это возможно — объясняет экономист Ярослав Романчук.

— Кочанова озаботилась тем, что в белорусских магазинах не хватает ассортимента, он очень узок, куцый стал, и люди на это стали обращать внимание, — рассказывает Ярослав Романчук в программе Экономика здравого смысла. — Поэтому на заседании городских властей в Минске она потребовала, чтобы ассортиментный перечень был полностью соблюден, чтобы инновационные средства фондов были освоены, чтобы экономика заработала в столице и показала пример всем.

Ярослав Романчук

…Белорусы уже привыкли к тому, что в гипермаркетах, в торговых центрах есть хороший ассортимент, и белорус, попадавший в торговые центры Минска, Гродно, едва ли чувствовал большую разницу с тем, что он видел в соседних странах ЕС. Понятное дело, цены отличались, ассортимент был немножко другой, но тем не менее, то, что мы 15-20 лет видели на рынках и стадионах страны, это было небо и земля.

И вот ассортимент стал существенно сужаться. Потому что импорт запрещен, ограничен, валюту особо не купишь, логистика сложная. …Естественно, это будет означать сокращение ассортимента либо его замену на товары из того же Китая, Турции и других стран, которые плевать хотели на эти санкции.

Можно ли обеспечить ассортиментный перечень в Беларуси так, чтобы, по крайней мере, было на 80 процентов как до начала российской войны в Украине, до тех событий, которые потрясли Беларусь в 2020 году? Теоретически сделать это можно, но, конечно же, ассортимент товаров будет другой.

Нужно, чтобы просто Беларусь превращалась в провинцию или производственный хаб Китая, чтобы это были китайские товары, которые будут производиться из китайского сырья по китайским технологиям, и это все будет продаваться по всей стране.

Причем заметьте: 28-й год правления Лукашенко — и что мы видим в торговой сети Минска? Меньше половины товаров отечественного производства, то есть потребители не хотят покупать то, что предлагает им отечественная торговля. И вот здесь отечественные производители говорят: ну зачем же нам конкурировать с теми странами, которые враждебно настроены против нас?

Каким простым способом этот самый приказ расширять или работать согласно ассортиментному перечню можно выполнить? Правильно. Нужно просто утвердить соответствующий ассортиментный перечень и в нем сделать условно нишу — 10% иностранных товаров, а 90% — белорусских. Это будут товары производителей из Гродненской, Витебской, Могилевской областей, Минска... То есть конкуренция будет между субъектами холдинга ЗАО «Беларусь», а не между производителями, которые конкурируют хотя бы на региональном, не говоря про мировой рынок.

Рисунок БелГазеты

И вот так Кочанова сможет доложить, что ассортиментный перечень у нас патриотичен, он соблюден. А если, например, Гомельский облисполком решит ограничить продажу товаров из других областей, его накажут — за то, что ты не соблюдаешь требования ассортиментного перечня.

Даже в Советском Союзе была условная гипотетическая конкуренция между производителями. В Беларуси она тоже будет принимать вот такие гротескные формы.

Значит ли это, что товары будут качественными? Значит ли это, что белорусы смогут покупать все необходимые действенные лекарства? Промышленное оборудование? Совсем нет.

Да, можно какие-то станки, запчасти заменить, но технологическая деградация абсолютно просматривается. И ассортиментными перечнями, пусть согласованными, утвержденными, их не решишь. Белорусскому потребителю будет жить хуже. И пока он особо неприхотлив, 65-70% домашних хозяйств Беларуси получают дополнительный доход от дач, огородов, приусадебных участков, от солений-копчений, ягод-грибов.

И вместо того, чтобы категорически выступать против ассортиментных перечней, многие видят в этом, к сожалению, заботу о потребителе, мол, видите, чиновники хотят, чтобы у нас был больший выбор. И до тех пор, пока искаженное сознание будет представлять такое объяснение, мы едва ли получим свободную экономику, мировые, то есть низкие цены и полноценное технологическое развитие, — заключает экономист.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(27)