Филин

Яна Соколова

Романчук: «Транспортные компании в шоке»

Экономист в интервью Филину – о последствиях запрета на въезд в Беларусь автотранспортных средств, зарегистрированных в ЕС. И наоборот.

С полуночи 16 апреля 2022 года введен запрет на перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Беларусь автотранспортных средств (автомобилей и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе.

Исключение составляет их следование через определенные пункты пропуска в специально установленные места для осуществления грузовых операций и перецепки.

Ранее, 9 апреля, вступило в силу решение Совета ЕС, которое ввело запрет на работу на территории Евросоюза белорусских автотранспортных предприятий и на перевозку грузов в пределах Евросоюза.

— Все транспортные компании сейчас в шоке, стоят машины. Я понимаю логику белорусских властей, которые говорят: давайте заезжайте, перегружайтесь и будете на белорусских машинах дальше везти, — комментирует «Филину» Ярослав Романчук. — Это требует огромного количества согласований, прежде всего, согласия логистических компаний Европы, собственников грузов для того, чтобы они на такую операцию пошли.

Сомневаюсь, что все на это пойдут, потому что Беларусь не нейтральная Швейцария, а страна, которая является соучастником агрессии. Насколько я понимаю, российские войска на территории еще присутствуют, и Лукашенко пока официально поддерживает позицию Кремля, поэтому после пакетов санкций вести себя так, как будто Беларусь — это нормальная страна, значит просто не понимать ситуации.

То, что делает сегодня Лукашенко, это, по сути дела, прямое лоббирование таких структур, как «Белтаможсервис» и «Бремино групп», которые являются крупнейшими логистическими компаниями. Думаю, что здесь могут еще подключиться также структуры, которые зарегистрированы в белорусско-китайском промышленном парке — «Великий камень», там тоже логистические склады есть. Грубо говоря, их хотят загрузить работой.

Заработать на санкционных товарах, как это было с 2014 года, невозможно, потому что эту нишу будут занимать и уже занимают Турция, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Грузия. То есть идет переориентация логистических цепочек поставок.

Структуры, в которые вложились большие деньги, как, например, «Бремино групп», рассчитывают хорошо заработать на транспортных услугах. На таможенную территорию пустят только структуры «Белтаможсервиса» — а это все генералитет разных силовых структур. «Бремино групп» — это тоже генералитет, который ушел в отставку и работает коммерческой рукой белорусской власти. Такой у них расчет.

Понятно, что они теряют бизнес и будут добиваться от Лукашенко смягчения позиций. Вспомним, как это было с безвизом. Как только настроили много недвижимости коммерческие и логистические компании, «Белавиа» пролоббировали, чтобы сюда можно было летать без виз, с минимальным количеством ограничений.

То же самое и здесь. Когда бизнеса нет, теряют и крупные игроки, созданные с непосредственным участием руководства страны, плюс генералы отставные — понятное дело, им нужно зарабатывать.

А если им будет не на чем зарабатывать, что они будут делать? Они по-другому уже не умеют, только на потоках сидеть, на транзите, причем в режиме почти монопольном.

— Какое будущее ждет белорусские автотранспортные компании, которым запрещено работать на территории ЕС?

— Часть обанкротится, люди будут стараться продать фуры, водители будут стремиться уезжать и работать на другие компании.

Начнет активно работать Казахстан. Не думаю, что у казахов было столько фур, чтобы обеспечивать большие потоки товаров на Россию.

Мои знакомые собственники автотранспортных компаний говорят: мы пока стоим. Они думают, что дальше будет.

Если заработает система перегрузок, не уверен, что у «Бремино групп» хватит своего транспорта, чтобы возить, значит, будут брать на субподряд кого-то. «Бремино групп» и «Белтаможсервис» будут выступать в качестве заказчиков, а автотранспортные компании будут исполнителями. Такого рода схемы будут использоваться, если удастся монетизировать. А если нет —тогда банкротство, отъезд дальнобойщиков, потеря капитала. Или распродажа фур в Россию или другие страны.

Как наши айтишники поехали в Узбекистан, Армению, Грузию, так и дальнобойщики поедут гастарбайтерами в Казахстан, Кыргызстан, Россию.  

Ярослав Романчук полагает, что к серьезным гуманитарным проблемам в Беларуси эта ситуация не приведет, поскольку нет стопроцентного закрытия границ и санкций.

— Турция, Индия и Китай не присоединились к санкциям. Плюс есть заработки на контрабанде из Кыргызстана, Казахстана. Плюс Грузии тоже становится частью этой системы. Все, что нужно будет привезти, можно будет через контрабанду, но дороже.

Сначала шло через ЕС и Беларусь, на этом зарабатывали, а сейчас это направление закрыто, но будет больше трансфера из-за рубежа – зарабатывать будут на других направлениях, через разные системы передавать деньги родственникам.

А кто-то уедет навсегда. Знаю, что дальнобойщики сейчас зарабатывают в Америке 110 000 долларов в год. Там гигантский спрос на эти услуги. Поэтому если кто-то правдами и неправдами сможет пробиться на американский рынок, он через пять лет свой дом будет иметь. В Англии спрос большой на дальнобойщиков.

Не зря же недавно одна из крупнейших автотранспортных компаний предлагала ввести особый режим выезда за границу водителей с категориями С, D и Е, чтобы удержать их в стране – как ценный человеческий капитал.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(39)